Музыкальная критикаРвали хоромНовый спектакль «Бассариды» Баварской оперы прошел на Мюнхенском оперном фестивале в присутствии автора 93-летнего мэтра немецкого авангарда Ханса Вернера ХенцеВедомости / Четверг 24 июля 2008 Йоханнес Лейакер, художник спектакля, придумал нетривиальный ход минут за пятнадцать до начала представления на большом экране медленно плывет длинная шеренга людей в деловых костюмах. Серые костюмы символизируют принятый порядок вещей. Когда же толпа беотийцев артистов на сцене будет охвачена дионисийским безумием, юбки и пиджаки полетят в сторону. Коллективный эксгибиционизм отметит полную отмену правил и запретов. Экстаз и разврат охватят дом царя Пенфея: его мать и сестра станут предводительницами беснующихся вакханок. И ему останется только скорбно наблюдать, как рушатся государственные устои, нравственные законы и семейные связи. Пенфей погибнет, разорванный бассаридами на части. Окровавленную голову принесет Агава, в священном безумии не ведающая, что убила сына. Кристоф Лой, эстет и сноб, культивирующий абстрактно-отвлеченную постановочную стилистику, успешно поставил в Баварской опере уже три спектакля: изысканного, выдержанного в бело-черных тонах «Саула», утонченно-чувственную «Альчину» Генделя и россиниевского «Турка в Италии». В «Бассаридах» он окончательно закрепил свои постановочные принципы: лаконизм, метафоричность и выразительность пластичного движения больших хоровых масс на пустой, раскрытой во всю глубину сцене. Хор Мюнхенской оперы коллектив феноменальный. Безукоризненно вымуштрованный хормейстером Андресом Масперо, он пел красивым, слитным, гулким звуком и артикулировал немецкую речь с потрясающей ясностью. Хор стал главным героем спектакля, как и полагается в античной драме. Реплики хора и огромные, развернутые хоровые эпизоды прослаивали изощренные вокальные ансамбли, взвинченные до истерики, заходящиеся в пароксизме гнева. В чем в чем, а в выражении страстей, перехлестывающих через край, Хенце истинный мастер. Выписанные им вокальные партии прямо-таки лопались от чрезмерности чувств. Но вопрос насколько соответствовало заданной автором обостренной выразительности исполнение? Особенно впечатляющей в этом смысле оказалась Габриэле Шнаут, певшая партию Агавы. Грузная фигура, голос шатающийся, но все еще сильный и сам масштаб личности делали ее царицей спектакля. Значительно и веско спел партию Пенфея Михаэль Волле, обладатель крупного, драматически окрашенного баритона: рельефно вылепленные черты лица, мужественный облик резко контрастировали с толпой налицо конфликт личности и общества, закончившийся, как всегда, трагически. Но выше всех похвал был оркестр: Марк Альбрехт относительно молодой, но весьма одаренный дирижер, успевший поработать в ведущих немецких театрах и на Байройтском фестивале, услышал, оценил и донес до зала красоту резких диссонансов и необычных тембров богато нюансированного оркестра Хенце так внятно и умно, что заслужил отдельный шквал аплодисментов от восхищенной публики. Мюнхен Под антик «Бассариды» – переложенная на музыку драма Еврипида «Вакханки». Хенце сознательно архаизировал оркестр «под антик»: бряцание арф (аналогов кифар), медное позвякивание тарелок. |