Музыкальная критикаМирный мастерНа фестивале «Звезды белых ночей» дал сольный концерт Кристиан Блэкшоу музыкант, чье искусство не нуждается в драматизме и конфликтахВедомости / Пятница 04 июля 2008 Англичанин до мозга костей, чопорный, стиснутый сюртуком, он кажется неуверенным, скованным в движениях. Пока не подойдет к роялю и не возьмет первую ноту. Тогда понимаешь: перед тобою рафинированный музыкант из тех, кто «не сообразуется с веком сим»: жрец тихого звука, завораживающих пауз и мистического пиано. Тот, кому претит выпячивание эго, кто умеет слышать себя в авторе, вступая с ним в неторопливый, исполненный достоинства диалог. Соната Моцарта си-бемоль мажор была сыграна ювелирно, без малейшего форсирования звука, как бы вполголоса. Кристиан Блэкшоу точно расставляет акценты, все стыки и переходы прослушаны и проартикулированы с предельной ясностью. Это было торжество кристальной формы, наполненное лирическим переживанием. Камнем преткновения для многих пианистов, культивирующих бравурно-агрессивный стиль игры, обычно становятся медленные части сонат. У Блэкшоу медленные части получились лучше всего. Капель еле слышных звуков в скорбной второй части Сонаты Шуберта ля мажор при всех ее «божественных длиннотах» прозвучала с благородством и светлой печалью. Эстетские игры с тишиной, мимозная отстраненность англичанина от аудитории, хрупкость его звукового мира заставляли вслушиваться в тон рояля, вытянув шеи и насторожив уши. Точь-в-точь как в эпиграфе к Фантазии Шумана: «Средь гула жизни один тихий тон слышится тому, кто тайно прислушивается». Туше Блэкшоу мягко, даже вкрадчиво но звук тянется, длится до бесконечности. Рояль действительно поет под его руками. Блэкшоу, видимо, очень гармоничная личность: играет абсолютно без помарок, перфектно и притом совершенно бесконфликтно. Трактовка моцартовской сонаты умиротворяла и убаюкивала: пианист представил весь процесс становления формы как нечто уже свершившееся, законченное и покоящееся в равновесии составных частей. То же впечатление от Шубертовой сонаты: покой, созерцание даже в активных аккордах зачина первой части. Изысканные, истаивающие звучности, подчеркнуто классичная артикуляция и так до самого финала, где в коде смиренно догорают отзвуки начальной темы. Интерпретации будто и нет вовсе: только глубинное проникновение в слышание автора и скрупулезное следование авторским ремаркам. Блэкшоу никуда не спешит и никогда не суетится. Предпочитает сдержанные темпы, дающие возможность наполнить форму свободным дыханием, идеально точно сыграть все переходы, аккордовые скачки, октавные пассажи. Мы не привыкли к такой манере: скромной, ненавязчивой. Привыкли, чтобы нас брали за шкирку и волокли за собой, приговаривая: «Слушай, зараза!» Кристиан Блэкшоу, как истинный аристократ, держал дистанцию и оставлял право выбора за публикой. И публика, столкнувшись с необычным стилем, неожиданно оказалась способна его принять. Немного наш Окончив Королевскую академию музыки в Лондоне, Кристиан Блэкшоу учился в Ленинградской консерватории у легендарного Моисея Хальфина – профессора, давшего миру Григория Соколова. В 1978 г. Блэкшоу занял пятое место на Конкурсе Чайковского (первый приз тогда выиграл Михаил Плетнев). |