Музыкальная критикаДавайте еще!Британцы не хотели отпускать БольшойВедомости / Понедельник 20 августа 2007 ЛОНДОН Показом балета «Светлый ручей» завершился трехнедельный марафон Большого театра. Успех гастрольного тура на сцене театра «Колизеум» нарастал к финалу: и «Ручей», и «Дон Кихот», и одноактные балеты удостоились многих похвал. Это были третьи гастроли Большого балета за четыре года. Новых показов лондонцам придется подождать Большой намерен взять тайм-аут минимум на год.Теперь кажется странным, что Большой поначалу отказывался от поездки. В театре всерьез боялись надоесть британской публике. «Выступать в Великобритании каждый год значит обратиться в привычку, а мы хотим оставаться событием», говорит пресс-секретарь театра Катерина Новикова. Положение спасла настойчивость импресарио Виктора и Лилиан Хоххаузеров. По их мнению, репертуар гастролей содержал много сенсаций, а программа достаточно отличалась от того, что Большой привозил в 2004 и 2006 гг. Организаторы оказались провидцами: критик газеты Stage высказал общее мнение, закончив статью словами: «Давайте еще!» За последние годы англичане, хотя подчас и строго критиковали, сильно полюбили балет Большого театра. Дорогого стоит получить от критика Клемента Криспа (FT) шесть звезд по пятибалльной системе за «Дон Кихота», увидеть после «Класс-концерта» газетную фразу «аудитория обессилена от восхищения и наслаждения» и прочесть про «Светлый ручей» реплику «скорее хватайте билет, если у вас есть такая возможность». Худрука Большого балета Алексея Ратманского назвали «мастерским жонглером, умеющим одновременно удерживать в воздухе все многочисленные шары Большого старые и новые, академические и театральные, советские и имперские». Условия выступлений заставили кое-что поменять в спектаклях. В «Дон Кихоте», например, не было ни лошадки, ни ослика для рыцаря и Санчо такое слишком дорого обходится, к тому же в условиях «Колизеума» животные не могут попасть на сцену нет специальных лифтов. Впрочем, в гастрольном «Дон Кихоте» было не до лошадей. Суперэкспрессивный спектакль с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым потряс публику и прессу, и маститым исполнителям пришлось постараться, чтобы приблизиться к триумфу молодых коллег. Светлана Захарова очень старалась не просто танцевать, но и сыграть дочь трактирщика, а Денис Матвиенко фирменно проделывал трюки, крутясь в пируэтах до восхищенных охов в зале. Обозреватели все же сделали выбор в пользу молодежи, как и публика, по многу раз вызывавшая солистов на поклоны. Публика в Лондоне смотрит очень внимательно, замечая не только прим и премьеров. Многие в первом акте специально вглядывались в правый угол сцены, где располагается трактир, и надрывали животы от проделок уморительного Гамаша (Денис Савин) и до упаду импровизирующей комической парочки Санчо (Александр Петухов) и трактирщика Лоренцо (Егор Симачев). Тройчатку одноактных балетов восприняли неоднозначно. Особенно понравился и по хореографии, и по исполнению «Класс-концерт», кристально ясный гимн профессии танцовщика. Меньше вдохновил смутный по смыслу «Эльсинор» продукция Кристофера Уилдона, хотя танец Дмитрия Гуданова и Марии Александровой произвел впечатление. А в «Комнате наверху» продукте американки Твайлы Тарп заслугой труппы надо считать умение скрыть усталость, накопившуюся к концу гастролей. Под занавес снова показали «Корсара», удостоенного похвал в начале гастрольного тура, и в нем царили Светлана Лунькина (сплошная женственность с балластом технических недоделок) и Анастасия Яценко (женственность и исполнительская точность). Финал же гастролей с балетом «Светлый ручей» прозвучал как мощный залп. Первый из трех «Ручьев» отдали великолепной четверке Наталье Осиповой, Сергею Филину, Екатерине Крысановой и Андрею Меркурьеву. Англичане хохотали, наблюдая любовные гэги колхозников, клоунские примочки Филина, переодетого в сильфиду, и перепляс юных женских дарований Большого. Деятельные британцы умеют ценить творческий динамизм. В 90-е гг. и в начале 2000-х они видели коллектив с однобоким репертуаром, застывший от умиления собственным превосходством. Теперь пресса и публика с энтузиазмом приняли Большой, почувствовавший вкус к обновлению. В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ Как демонстрация чисто физических возможностей все это очень захватывает. Танцовщики Большого делают пируэты, безусловно, выставляя мастерство на показ но в то же время обнаруживая и ту победительную дерзость, какой всегда отличалась особая московская удаль. Тут есть еще и что-то от «атлетов веры», «акробатов Бога» утверждение духовной стороны танца как такового, о которой так часто забывают. Клемент Крисп, Financial Times В прошлые годы мы были уверены, что Киров-балет с мягкими спинами его девушек и лиризмом петербургской школы легко задвинет Большой. Это уже не так. Сейчас бал правит Москва, а Мариинский театр, чахнущий под хаотичным и невнимательным руководством Валерия Гергиева, состоит из лоскутков и заплат. Люк Дженнингс, The Observer Театр с потрясающими артистами, которые пробуждаются к новой хореографии и сохраняют при этом великолепные традиции, выглядит сейчас самой здоровой балетной труппой в мире. Исмена Браун, The Daily Telegraph |