Музыкальная критикаАгитация за фикциюМариинский театр показал премьеру балета «Стеклянное сердце». Сердце действительно оказалось из неорганического материалаВедомости / Вторник 18 марта 2008 Поставив эту премьеру на открытие VIII фестиваля балета «Мариинский», театр последовал правилу Шаляпина: «Хочешь кончить громче начни тише». Сочинение хореографа Кирилла Симонова точка столь низкая, что от нее можно двигаться только вверх. Балет поставлен на музыку Александра Цемлинского, основанием сценария, как сообщает программка, послужили Гофмансталь и «некоторые факты биографии Цемлинского, Густава и Альмы Малер». Биография эта сюжетно и впрямь лихо закручена: два композитора, гениальный и просто очень хороший (музыка Цемлинского привлекательна и дансантна), и роковая красавица меж ними. Однако у Симонова все это упрощено до вампуки с пощечинами, ударами коленом под дых, стрельбой из пистолетов и сексуального томления, которому Александр предается с куклой Альмы. Но в конце концов содержание искусства хореографии не в либретто. И вот как раз с точки зрения хореографии г-ну Симонову удалось создать произведение по-своему выдающееся. На сцене были солисты. Они танцевали дуэты, а также втроем и впятером. И проделывали различные комбинации движений классического танца с вкраплением элементов, изобретенных во второй половине XX в. (в частности, заковыристых акробатических поддержек). Имелся и кордебалет. И он тоже танцевал особенно во втором акте, почти целиком отданном под дивертисмент. Но ничего этого удивительным образом! не было. «Стеклянное сердце» очень похоже на выборы. Вот кандидаты, вот избирком, агитация, плакаты, дебаты и т. д. проводится массовое дорогостоящее трудоемкое мероприятие, будто бы процедура народного волеизъявления. А притом все, решительно все понимают, что это фикция. Так и тут: налицо положенные признаки балета, но они, как порождения океана Соляриса, сделаны из чего-то ненастоящего. Бывает, хореограф выражает свой изысканный и сложный внутренний мир. Бывает глупый и пошлый. Но чтобы вообще никакого мира, чтобы говорение телами представляло собой оболочку абсолютной пустоты
Впечатление от красивой, легкой, лаконичной сценографии Эмиля Капелюша несколько подпорчено тем, что этот прекрасный художник в который раз перепевает сам себя и всевозможные палки-бревна-рельсы-стержни в пустом пространстве уже висели у него не сосчитать в скольких спектаклях. Молодые мариинские артисты вновь продемонстрировали выдающуюся способность самоотверженно и с отдачей исполнять всякую ерунду. Впрочем, эта ерунда может послужить в качестве угадайки, что откуда заимствовано: вот кончился Эйфман, пошел Матс Эк, это из Баланчина, это из «Баядерки», тут драмбалет, тут фигурное катание. Далее в афише фестиваля следуют шесть «Лебединых озер» со своими и приглашенными солистами, премьера «Карнавала» Михаила Фокина очередной реконструкции хореографа-реставратора Сергея Вихарева и гала-концерт. Фестиваль идет по нарастающей. Санкт-Петербург Звездопад. Как всегда, фестиваль «Мариинский» собирает лучшее, что есть в балетном мире. В этом году приезжают солисты Ковент-Гарден Йохан Кобборг и Алина Кожокару, Роберто Болле из Ла Скала, Анхел Корейя (American Ballet Theatre), Сирил Пьер и Люсия Лакарра из Баварской оперы. |