Музыкальная критика«Дохлыми котятами не торгуем»Мариинский театр решил упорядочитьсяВедомости / Понедельник 30 июля 2007 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Художественный руководитель директор Мариинского театра Валерий Гергиев подвел итоги сезона и обнародовал планы на следующий. Который будет не только юбилейным, 225-м, но и обещает стать революционным.Фирменная, самая характерная черта маэстро Гергиева и, соответственно, возглавляемой им компании непредсказуемость. Однако Валерий Гергиев, как известно, не только крупный музыкант, но и в высшей степени эффективный управленец, потому стремительно принимаемые им решения столь же стремительно и реализуются. Пример закрывшийся в субботу сезон. В конце предыдущего было объявлено, что с нового года старое здание встает на ремонт, а театр отправляется кочевать. Однако к осени здравый смысл проснулся и окреп до того, что порешили работать на старой сцене до постройки новой. И что? Моментально сверстали не только репертуар на вторую половину сезона, но еще и спланировали премьеры нескольких опер, фестивали «Масленица» и Мариинский (на втором премьеры трех, хоть и маленьких, балетов), наконец, девятинедельные «Звезды белых ночей» тоже с премьерами, приглашенными знаменитостями и всем прочим привычным громокипением. То, что в любом театре делают месяцы и годы, в Мариинке поспевает за дни и часы, буквально: «махнула рукой стало озеро, махнула другой поплыли лебеди». Именно поэтому придуманное нововведение выглядит революцией применительно ко всему укладу мариинской жизни. С 1 сентября начинается продажа абонементов. Теперь можно будет купить целый пакет спектаклей на сезон. Идея вполне логичная. Как сказал Гергиев, «мы могли бы продавать 50 Лебединых озер в год без всяких Бриттена и Яначека. Но театр не хочет отступать от своей просветительской, образовательной политики». Заранее было ясно, а опыт подтвердил, что публика хочет красивенького и приятного, а от серьезного и трудного нос воротит. И, разумеется, из премьер сезона пошлая «Тоска» с шикарной одесситкой Марией Гулегиной имела успех куда больший, чем умные, грамотные, добротные «Енуфа» Яначека, «Электра» Рихарда Штрауса или прокофьевский «Игрок». Теперь же публике предложено сладкое заработать: хочешь гарантированно получить вожделенную, допустим, Гулегину сходи за это поучись музыке XX в. или еще чему-нибудь непростому и незнакомому. Валерий Гергиев заявил, что «мы не собираемся продавать дохлого котенка вместе с Лебединым озером с Лопаткиной», и призвал доверять театру в составлении абонементов. У Мариинского театра пока нет базы данных любителей оперы и балета по всему миру, как есть она у крупных западных компаний, рассылающих новости, балующих бонусами и т. п. Гергиев тут собирается стать пионером в России. Все бы хорошо, однако кто гарантирует покупателю абонемента, что через полгода в указанный день пойдет именно это название с этими солистами и дирижером? К примеру, сейчас на «Звездах белых ночей» обещанные всего лишь за месяц Лопаткина не танцевала, а Гулегина не пела. Пока же можно быть более-менее уверенным в следующих названиях. Через шесть лет после премьеры ужасающего «Отелло» Юрия Александрова театр решил, что спектакль его не устраивает будет предпринята новая постановка этой оперы Верди. В режиссеры прочат юного Василия Бархатова, в минувшем сезоне отметившегося «Енуфой», а также «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в новом концертном зале Мариинского театра, однако вопрос еще не решен. В том же концертном зале Ален Маратра, автор весьма удачных «Путешествия в Реймс» и «Любви к трем апельсинам», продолжит сотрудничество с труппой «Волшебной флейтой» Моцарта. Валерий Гергиев полагает, что, проведя бессчетное количество опер на языке оригинала, никому ничего в этом смысле не должен, потому «Флейта» будет по-русски, вся или как минимум речитативы, это, по словам маэстро, придаст спектаклю дополнительный интерес для молодежи. Зато постановщик разбитной «Волшебной флейты» в Большом театре, маститый англичанин Грэм Вик репертуар театра Мариинского обогатит еще одним произведением Яначека «Средством Макрополуса». Кроме того, Валерий Гергиев хочет в дополнение к имеющимся собственным «Тристану и Изольде» Дмитрия Чернякова показать на своей сцене «Тристана» Билла Виолы, которым он не раз дирижировал в Парижской опере. Тем временем строительство нового здания должно идти своим чередом. Проект Доминика Перро предельно упростили, чтобы он, по выражению Гергиева, «не был крикливым» и не выламывался из городской среды. По планам уже в 2009-м должны начаться акустические тесты, а к весне 2011-го дело авось дойдет и до полноценных спектаклей. |