Музыкальная критика«Мне везет с оркестрами»Признался Юкка-Пекка Сарасте после репетиции в МосквеВедомости / Пятница 24 марта 2006 Сегодня в Большом зале Московской консерватории вместе с Национальным филармоническим оркестром России выступит всемирно известный финский дирижер Юкка-Пекка Сарасте. В программе редко исполняемые произведения Игоря Стравинского и Рихарда Штрауса. Накануне концерта Юкка-Пекка Сарасте ответил на вопросы «Ведомостей». Вы предпочитаете работать с разными оркестрами или со своим коллективом? Последние четыре года я не был привязан ни к одному оркестру. Мне нравится поддерживать отношения сразу со многими коллективами, часто абсолютно не похожими друг на друга. Тогда-то и возникает наилучшая возможность исследования самого разного репертуара. Но вы согласились со следующего сезона возглавить филармонический оркестр Осло
Я очень хорошо знаю этот оркестр. В течение 20 лет я с ним очень много работал. Он великолепно воспринимает и воспроизводит мое видение музыки. А для любого дирижера главное, чтобы оркестр был подготовлен технически и имел с ним абсолютное взаимопонимание. Я везучий, мне, как правило, везде доставались великолепные коллективы, будь то в Лондоне, в Токио, Торонто или сейчас в Москве. Мне интересно сотрудничать с Национальным филармоническим оркестром России. Несмотря на то, что у нас нет единого языка и нам нужно понимать друг друга на невербальном уровне. Как вы думаете, какую музыку следует исполнять, чтобы привлечь новую аудиторию в академические залы? Мне кажутся пустыми модные ныне разговоры о кризисе жанра. По-моему, интерес публики к симфоническим концертам только возрастает. Но оркестры, их руководители должны постоянно находиться в поиске нового и неожиданного. Не только новых произведений. Нужно также создавать оригинальные интерпретации уже хорошо известных сочинений. В музыке не должно быть ничего застывшего или тем более рутинного. Нужно уметь постоянно удивлять публику. А что заставило вас вундеркинда-скрипача выбрать дирижерскую стезю? Когда еще ребенком я услышал 39-ю симфонию Моцарта, впечатление было гипнотизирующим. Я понял, что никакой инструмент в отдельности не способен передать того мощного эффекта, что рождает симфонический оркестр. Это был тот редкий случай, когда одно-единственное, но очень сильное детское переживание определило всю мою дальнейшую жизнь. Я решил, что если есть одно такое фантастическое произведение, то нужно поискать и другие. В отличие от большинства коллег-дирижеров вы избегаете работы в опере? Не потому, что я оперу не люблю. Дело в том, что организация работы оперных театров ныне такова, что доминируют там директора и режиссеры, а дирижеру достается лишь третий номер в этой табели о рангах. Я не хочу утверждать, что всегда и везде должен быть главным, но в опере сам процесс работы мне не по душе. Дирижер должен быть деспотичен? Я согласен быть демократом только в том случае, если оркестранты делают все, о чем я их прошу. Почему ныне очень многие музыканты, добившиеся успеха на своем поле, стремятся попробовать свои силы в дирижерском амплуа? Людям надоедает делать одно и то же, сколь успешны бы ни были результаты их труда. Они стремятся расширить свое воображение и влияние на мир всеми доступными им средствами. Вот и я скоро буду как солист выступать с камерным оркестром. Только для того, чтобы немного реанимировать свое скрипичное мастерство и чуть-чуть отдохнуть от дирижирования. В мире больше хороших дирижеров или хороших оркестров? Очень немногим оркестрам удалось стать выдающимися, не имея во главе великого дирижера. Но сегодня уровень музыкального образования в мире вырос, и выученные музыканты не редкость в оркестрах всякого масштаба. Поэтому, если дирижеру не достался престижный оркестр, он не должен сильно переживать. Если дирижер способен, у него есть шанс из любого коллектива сделать выдающийся оркестр. |