Музыкальная критикаСонное царствоДавно не баловавший столичную публику новыми спектаклями Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко выпустил в свет последнюю оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок»....Ведомости / Понедельник 14 апреля 2003 Давно не баловавший столичную публику новыми спектаклями Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко выпустил в свет последнюю оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок». Не доживший до премьеры своего последнего творения Римский-Корсаков оставил потомкам, наверное, самое загадочное произведение в истории оперного жанра. Распрощавшись с веком девятнадцатым дивными операми-сказками, вроде «Садко» или «Сказки о царе Салтане», патриарх завершил карьеру злейшей пародией на самого себя все каноны жанра в ней вывернуты наизнанку и сдобрены язвительным гротеском. Однако подобрать нужную интонацию к опере, где подавляющая часть героев откровенные недоумки, полностью пока не удавалось никому: давняя постановка Большого театра в своей серьезности откровенно наивна; сценическая версия Дмитрия Бертмана, увидевшего в героях оперы типажи российского общества начала 90-х, со временем несколько утратила свою актуальность. Глава Музыкального театра Александр Титель, подступаясь к «Петушку», вероятно, так и не решил окончательно, к чему надо стремиться, и, по сути, ограничился визуальным рядом, который тосклив. Вялые перепевы Шагала и Кустодиева в сценическом оформлении (художник Владимир Арефьев), лубочные образы, невразумительный петух, поющий микрофонным голосом Аэлиты Вознесенской, сплошное сонное царство, которое хоть и соответствует описаниям Пушкина, но смотрится уныло. Всегда подробно работающий с актерами Титель на сей раз оставил своих подопечных на произвол судьбы однообразен Леонид Зимненко (Додон), банален Денис Макаров (воевода Полкан), неуютно чувствует себя на сцене опытная Наталья Горелик-Оленина (ключница Амелфа). Пожалуй, лишь двое из всего первого состава уверенно чувствуют себя в сказке вызывающе ироничный Сергей Балашов (Звездочет), своей развязностью чем-то напоминающий незабвенного Николая Баскова, и прима театра Хибла Герзмава в роли Шемаханской царицы. До того выступавшая в основном в ролях субреток, Герзмава ныне превращает действие в свой бенефис, чаруя медово-сладким бельканто, ажурной колоратурой и блестящей актерской игрой. Шемаханская царица, предстающая в облике эдакого резинового пузыря, наверху которого торчит голова (здесь Титель явно процитировал западных режиссеров-модернистов), пожалуй, самый интригующий образ за всю ее сценическую карьеру. Завораживающая безупречным вокалом, она может неожиданно напугать пронзительным смехом или вульгарнейшей почти базарной интонацией кажется, что ее Шемаханская царица вбирает черты всех известных оперных героинь девятнадцатого и двадцатого веков от Лючии ди Ламмермур до Лулу. Еще одно открытие спектакля, в отличие от Герзмавы совершенно неожиданное, дирижерская работа молодого выпускника консерватории Феликса Коробова, для которого «Золотой петушок» знаменует дебют в качестве дирижера-постановщика. С легкостью необыкновенной он вдохнул жизнь в аморфный оркестр Музыкального театра, привнеся в действие молодецкую удаль и драйв без преувеличения, его появление в столичном оперном мирке как нельзя кстати и наверняка обеспечит интерес к новому спектаклю до конца сезона. |