Музыкальная критикаОтблески ИталииВ извечном споре живописи и музыки, ежегодно разворачивающемся на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», на сей раз безоговорочно победит последняя: окинув беглым взглядом Каналетто и Тьеполо, публика все свое внимание дарила музыканта...Ведомости / Среда 25 декабря 2002 В извечном споре живописи и музыки, ежегодно разворачивающемся на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», на сей раз безоговорочно победит последняя: окинув беглым взглядом Каналетто и Тьеполо, публика все свое внимание дарила музыкантам. В течение второй декады декабря на «Вечерах» появились исполнители, чьи имена действительно достойны самого пристального внимания: австрийский Хаген-квартет, The Hilliard Ensemble и сопрано Джоан Роджерс из Великобритании. За исключением Роджерс, все музыканты были хорошо знакомы здешним старожилам. Так, Хаген-квартет побывал на вечерах уже дважды, но, что поразительно, и в третий свой приезд перекрыл впечатление от иных дебютантов. В игре этого почти семейного ансамбля (в состав которого входят два брата и сестра Хагены и друг семьи Райнер Шмидт) сочетаются почти противоположные друг другу вещи: блестящее владение инструментами и ансамблевое мастерство, когда кажется, что все четверо дышат одновременно, и совершенная свобода самовыражения, далекая от косных академических традиций. Сам жанр струнного квартета, ныне не особо модный в силу своей «учености» и «элитарности», благодаря семейству Хаген обретает какую-то невероятную интригу: следить за тем, как они обмениваются взглядами во время исполнения, выстраивают прихотливые диалоги мелодических линий, перебивают друг друга и со сладостной улыбкой берут последний аккорд удовольствие не меньшее, чем смотреть какую-нибудь вердиевскую оперу. Кстати, со сцены в тот вечер наряду с Вольфом и Брамсом звучал именно Верди. В соответствии с фестивальной темой («Образы Италии») квартет включил в программу обработки арий и хоров из вердиевской «Луизы Миллер»: в исполнении струнных вердиевские вокальные мелодии обрели какую-то особую изысканность и элегичность, не утеряв при этом своеобразия, свойственного человеческому голосу. Совершенно противоположный вывод о том, что вокальный голос может звучать как инструмент, сделала другая четверка музыкантов, The Hilliard Ensemble. Этот квартет плоть от плоти английской вокальной школы, проповедующей безвибратную красоту голоса, позволяющую хору звучать как церковный орган, а контртенору (еще одно чисто английское изобретение самый высокий мужской голос) едва ли не как скрипка. Дэвид Джеймс и Роджер Куви-Крамп, два контртенора, входящие в состав ансамбля, за долгие годы несколько утеряли былой блеск в ажурно-легких колоратурах; впрочем, в ренессансных мадригалах Чиприано де Роре и Джезуальдо они донесли до публики главное изощренную, почти маньеристскую красоту гармонических красок и их причудливые сопоставления, рядом с которыми блекнут даже светотени Каналетто и венецианских ведутистов. Свое видение «Образов Италии» на фестиваль привнесла и сопрано Джоан Роджерс, увидевшая романтичные венецианские ночи глазами француза Габриэля Форе (Пять венецианских мелодий на стихи Поля Верлена), а безмятежные римские пасторали глазами австрийца Шуберта (две итальянские канцоны на стихи Метастазио). Одна из самых интеллектуальных певиц Великобритании Роджерс (и изысканно придуманной программой, и ее исполнением) продемонстрировала то, чего никогда не знали в наших краях: мастерское владение нюансами и отличную дикцию, языковую свободу (в течение вечера она пела на четырех языках), сценическую непринужденность и безупречный ансамбль с аккомпаниатором (ее партнером был опытный пианист Малькольм Мартино). Виртуозно исполнив в завершении вечера фрагменты из «Итальянской книги песен» Вольфа, Роджерс повергла в изумление зал романсом Чайковского «То было раннею весною», спетым на бис: на несколько минут вместо холодного декабрьского вечера в зале возник пронизанный лучами солнца апрельский полдень. |