Музыкальная критикаУчитель танцевВ пятницу в Большом зале консерватории дебютировал один из самых ярких и многообещающих российских дирижеров нового поколения Владимир Юровский. Вместе с Российским национальным оркестром он представил программу из сочинений Дебюсси, Стра...Ведомости / Понедельник 07 октября 2002 В пятницу в Большом зале консерватории дебютировал один из самых ярких и многообещающих российских дирижеров нового поколения Владимир Юровский. Вместе с Российским национальным оркестром он представил программу из сочинений Дебюсси, Стравинского, Адамса и Пьяццоллы. В том, что имя Юровского было незнакомо большей части консерваторских завсегдатаев, нет ничего удивительного: отучившись тихо-мирно в Московской консерватории, Юровский уехал в Европу, где довольно быстро обратил на себя внимание профессиональными и аккуратными работами в оперном и несколько в меньшей степени в симфоническом жанре. Ныне в послужном списке 30-летнего москвича значатся ангажементы в Лондонской королевской опере Covent Garden и на фестивале «Флорентийский музыкальный май», в берлинской Komische Oper и брюссельском La Monnaie, а два года назад он принял на себя весьма почетную обязанность руководить одним из старейших оперных фестивалей Европы в английском поместье Глайндборн. Вполне логично, что сделавший столь успешную карьеру маэстро должен был рано или поздно засветиться и в своем родном городе пусть лишь однажды, зато с небанальной программой из классиков ХХ в. и с одним из самых престижных столичных оркестров. Заполучивший себе одного из самых перспективных новичков дирижерской элиты РНО явно не был готов к творческим подвигам, да и вообще к новым ощущениям. Ныне, после нескольких сумбурных лет с Владимиром Спиваковым, оркестр напоминает потерявшего форму спортсмена сонного, неповоротливого, с обрюзгшим лицом и одышкой. Афиша же концерта, включавшая два балетных шедевра из «Русских сезонов» Дягилева («Жар-птица» Стравинского и «Игры» Дебюсси), знойное аргентинское танго (Концерт для бандонеона с оркестром Пьяццоллы) и напористый фокстрот американца Джона Адамса из оперы «Никсон в Китае», требовала от музыкантов труднодостижимого физической выносливости, гибкости и умения держать ритм. С первых тактов хореографической поэмы Дебюсси Юровский добровольно принял на себя роль учителя танцев. В первом отделении преодолеть хандру оркестровой братии удавалось с трудом. Положение спас блестящий бандонеонист, норвежец Пер Арне Глорвиген, в концерте Пьяццоллы заставивший зал свинговать под инертные ритмы танго и, при помощи тактичного и внимательного дирижера, окончательно взбудораживший сидящих на сцене. В сочинении Адамса, исповедующем механистичный и агрессивный подход к балетному жанру, дирижер резко сменил тактику, всласть погоняв оркестр и вынув из потаенных симфонических глубин нужные ему тембровые краски. На финальное же сочинение сюиту из балета Стравинского пороху уже не хватило и, достойно отплясав знаменитый «Поганый пляс», дирижер завершал финал уже вполсилы, а оркестр вполголоса. Несмотря на такую полуудачу, этот танцевальный тренинг не прошел даром ни для РНО, ни для молодого маэстро, ни для публики всем упомянутым выше в новом сезоне необходимы свежие впечатления и новые ориентиры в мировом музыкальном пространстве. |