Музыкальная критикаБез вопросовВ минувший понедельник в ГМИИ им. Пушкина виолончелистке Наталье Гутман была присуждена премия им. Шостаковича, учрежденная Международным благотворительным фондом Юрия Башмета, которая в денежном измерении составляет $25 000. Сразу же после цере...Ведомости / Среда 27 марта 2002 В минувший понедельник в ГМИИ им. Пушкина виолончелистке Наталье Гутман была присуждена премия им. Шостаковича, учрежденная Международным благотворительным фондом Юрия Башмета, которая в денежном измерении составляет $25 000. Сразу же после церемонии вручения состоялся концерт лауреатки. Логика вручения премии им. Шостаковича из года в год поражает своей непредсказуемостью лауреатов выбирает некий неизвестный общественности экспертный совет, и пресса замучила Юрия Башмета вопросами, кто туда входит, по каким критериям делаются оценки и т. д. На сей раз руководитель фонда был прямодушен: «Чьи имена вы постоянно видите на крупнейших фестивалях ранга Зальцбурга? О ком восторженно пишет пресса? Кто записывает диски и о ком снимаются фильмы? Вот тот и становится лауреатом премии им. Шостаковича. Кажется, вопрос исчерпан, не так ли?» В случае с Натальей Гутман никаких вопросов и возражений вообще не возникло. Навряд ли кто достоин этого почетного знака отличия и прилагающейся к нему денежной суммы больше, чем она. Объявляя о вручении премии, Башмет светился радостью и с удовольствием рассказывал истории о Гутман о том, как в студенческие годы ее называли не иначе как «принцессой виолончели», о том, как ее ценил Рихтер (назвавший ее однажды «воплощением совести в музыке»), и об их многолетней дружбе. Сама виновница торжества по большей части отмалчивалась. Гутман всегда предпочитала музыку словам, и от ее знаменитых ровесников, также принадлежавших кругу Рихтера, ее всегда отличала удивительная замкнутость и нелюбовь к каким-либо внешним эффектам. Поэтому лауреатский концерт включал лишь два серьезных опуса, требующих стилистической точности и отличного владения инструментом, Виолончельную сонату Шостаковича (сыгранную вместе с пианистом Александром Мельниковым) и Первый концерт Гайдна, с блеском исполненный в сопровождении «Солистов Москвы» под управлением Юрия Башмета. |