Музыкальная критикаЗаупокойных дел мастерВо вторник на сцене Большого театра состоялось исполнение «Реквиема» Верди с участием оркестра и хора миланского театра «Ла Скала» под управлением Риккардо Мути. В последние годы Мути зачастил в Москву: прошлым летом объединен...Ведомости / Четверг 04 октября 2001 Во вторник на сцене Большого театра состоялось исполнение «Реквиема» Верди с участием оркестра и хора миланского театра «Ла Скала» под управлением Риккардо Мути. В последние годы Мути зачастил в Москву: прошлым летом объединенными усилиями хоров и оркестров «Ла Скала» и Большого театра прозвучала Девятая симфония Бетховена; еще раньше в Большом зале консерватории хозяин «Ла Скала» со своими подопечными отыграл симфонический концерт. Нынешний визит Мути актуален сразу по нескольким причинам. Во-первых, это лишнее подтверждение прочных контактов дирижера с Большим театром, нуждающимся в громких именах, дабы восстановить свою былую репутацию. Не случаен и выбор «Реквиема»: в этом году весь музыкальный мир отмечает столетие со дня смерти Верди. В свете же последних событий в США сам жанр заупокойной мессы стал более чем актуальным. Мути справедливо считается одним из крупнейших вердиевских специалистов Европы: оперы композитора занимают основное место в репертуаре «Ла Скала», а многие записи, сделанные по следам миланских спектаклей маэстро, считаются эталонными. По сути, «Реквием» это еще одна вердиевская опера, только хоровая. В нем нет задушевности моцартовского «Реквиема», вместо философско-религиозного настроя слушателю предлагается умеренный гражданский пафос, сдобренной меланхолической оперной слезой. Дабы организовать громадный полуторачасовой цикл из одиннадцати частей в гармоничное целое, дирижер должен взять на себя и функции режиссера: грамотно выстроить драматургию, соразмерить баланс между хором и солистами, ювелирно рассчитать количество общих мест и смысловых кульминаций. Многим это не удается, и тогда «Реквием» превращается в нудное сентиментальное марево; однако Мути, с его громадным вердиевским бэкграундом, справился с задачей без каких-либо видимых трудностей. Для достижения успеха у него были все средства. Две сотни исполнителей мгновенно реагируют на любое его движение; густонаселенный хор (около сотни голосов) удивительно мобилен и прозрачен несмотря на свои гигантские размеры, он легко ориентируется в мудреных фугах, а в апокалиптическом Dies Irae (День гнева) живописал все ужасы геенны огненной. Несколько менее слаженным оказался квартет солистов яркое впечатление произвела Лариса Дядькова, чье мощное меццо-сопрано наиболее полно отвечало стилю вердиевской мессы. Мути провел «Реквием» на едином дыхании, не делая больших пауз между частями и предпочитая динамичные темпы; благодаря этому сочинение получилось компактным и стройным. По окончании действа на сцене появился министр культуры Михаил Швыдкой, и от имени Владимира Путина вручил дирижеру орден Дружбы. Таким образом творческий союз двух великих оперных колоссов Большого театра и «Ла Скала» в лице Мути получил благословение свыше. |