Музыкальная критикаДжентльменский наборНовости грядущего музыкального сезонаВедомости / Понедельник 28 августа 2000 Московская филармоническая жизнь начинается в сентябре. Рядовому слушателю будет предложен джентльменский набор знакомых (или не очень знакомых) музыкальных опусов. Пролистывая увесистую книжку филармонических абонементов, невозможно отделаться от мысли, что то же самое ты уже видел год назад, пять лет назад, 10 лет назад и т. д. Пристрастия филармонических мужей составителей этих абонементов с годами не меняются: они по-прежнему довольствуются золотым фондом мировой классики с легкими вкраплениями добротного джаза и осторожными экскурсами в Возрождение и Средневековье. В этом году в связи с юбилеем Баха наблюдается некая тенденция к увеличению доли музыки великого немца в основном за счет многочисленных органных опусов. Параллельно с филармоническими абонементами на эту тему продолжится грандиозный фестиваль «Бах-ХХI», организованный Немецким центром им. Гете и Посольством Германии в Москве: в сентябре немецкий барочный хореограф Каспар Майнц будет ставить балет «Французские сюиты» на музыку Баха, а на торжественном закрытии форума в декабре прозвучит «Рождественская оратория» под управлением одного из самых страстных фанатов творчества немецкого композитора Хельмута Риллинга (записавшего некогда все 200 кантат Баха). Более традиционные опусы эпохи барокко предлагает Французский культурный центр: осенью он привозит один из лучших аутентичных коллективов страны Лиможский барочный ансамбль Кристофера Куана. Меньше повезло любителям современной музыки. Им предназначен давно знакомый маршрут по дебрям «Московской осени» фестиваля, который уже давно стал памятником самому себе и активно нуждается в свежих идеях и именах. Зато прогрессивными репертуарными взглядами порадует Российский национальный оркестр: в ноябре он сыграет редко исполняемый духовный опус Мессиана «Вознесение», а в марте настанет черед симфонии «Зима священная 1949 года» питерского композитора Леонида Десятникова, российская премьера которой должна была состояться еще прошлой осенью. Оппонент РНО Большой симфонический оркестр Владимира Федосеева предлагает в начале сезона более академичный репертуар: в частности, охотникам до многочасовых симфонических бдений предназначен абонемент с симфониями Густава Малера (26 сентября, на открытии сезона коллектива, сыграют одну из самых длинных Пятую) и более легкими фортепьянными концертами Бетховена на закуску. До конца этого года появятся новые названия и в афишах оперных театров. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, например, откроет сезон комической оперой Прокофьева «Обручение в монастыре». «Новая опера», в свою очередь, озаботилась грядущим юбилеем Верди (100 лет со дня смерти) и в течение года будет работать над «Трубадуром» и «Риголетто» (в последней главную партию споет Дмитрий Хворостовский). К зиме проснется и Большой театр спустя полгода после вялой и невразумительной «Русалки» он представит вердиевского «Набукко», а ко второй части сезона подготовит несколько поднадоевший, но все же нежно любимый шлягер «Кармен». |