Музыкальная критикаЧисто французскоеФранцузский ансамбль приехал в Москву в связи со знаменательной датой: в этом году исполнилось 700 лет со дня рождения их соотечественника композитора и поэта Гийома де Машо (1300 1377). Машо культовая фигура для французо...Ведомости / Среда 29 марта 2000 Французский ансамбль приехал в Москву в связи со знаменательной датой: в этом году исполнилось 700 лет со дня рождения их соотечественника композитора и поэта Гийома де Машо (1300 1377). Машо культовая фигура для французов, увековеченная в легендах и исторических хрониках, законодатель новых жанров в поэзии и вокальной музыке, автор одной из первых католических месс. Обо всем этом можно прочесть в словарях и справочниках, но самого Машо у нас почти не слышали. Со средневековой музыкой в России всегда было тяжело. Положение не спасали ни энтузиазм эстонского ансамбля Hortus Musicus, ни осторожные опыты нашего «Мадригала» в 60 70-х гг. Теперь Французский культурный центр решил исправить ситуацию и пригласил самых-самых аутентичных исполнителей музыки де Машо. Alla Francesca входит в целый конгломерат ансамблей Musica Ficta, где одни и те же музыканты, тасуясь в разных комбинациях, представляют те или иные жанры средневековой музыки. Вся дружная компания записывает диски на молодой фирме Opus 111. Каждый участник Alla Francesca человек-оркестр, владеющий тремя-четырьмя инструментами, а часто еще и поющий. Это вполне соответствует средневековой музыкальной практике, где функцию певца, инструменталиста, актера, танцора, акробата и фокусника выполнял один и тот же человек. Современные музыканты освоили для себя только первые две роли, которые, однако, ведут виртуозно. Несомненным лидером у «франческанцев» является Брижитт Лен единственная женщина в ансамбле, поющая бархатным меццо-сопрано и играющая на арфе и бубне. Особый колорит придают выступлению старинные инструменты с диковинными названиями: рэбэк (миниатюрная скрипка), систр (разновидность гитары), бомбарда (большая дудка, далекий предок современного гобоя). Единственным музейным инструментом, который не нуждался в представлении, была волынка с ее гнусавым пронзительным звуком. Весь инструментальный арсенал плюс чистые голоса французов дают полное, насколько это возможно через семь столетий, представление о музыке Гийома де Машо: она не создана для большого пространства (крошечный зал на Пречистенке, где проходил концерт, оказался идеальной площадкой) и призвана услаждать слух, взывая не к разуму, а к чувству. Ведь де Машо одинаково простодушен повествует ли он о любовном томлении, нехватке денег, чесотке или запоре. |