Музыкальная критикаНастоящая старинная музыкаВ аутентическом исполненииВедомости / Понедельник 01 ноября 1999 В Петербурге прошел Второй Международный фестиваль старинной музыки. Талант организаторов (Британский совет и ансамбль Musica Petropolitana) находить спонсоров калибра British Airways позволил пригласить лучших зарубежных и отечественных музыкантов, выстроить интересную программу, организовать мастер-классы и арендовать лучшие залы с историческими интерьерами. Цель фестиваля привить России любовь к аутентичному исполнению. Этот термин долго заставлял нас пугаться: аутентичное направление, появившееся в Нидерландах в начале 1960-х гг. и декларировавшее исполнение музыки барокко в манере и на инструментах данной эпохи, было слишком непохоже на наши собственные опыты в старинном репертуаре. Однако благодаря отчасти моде, отчасти репертуарному голоду российские музыканты начали пробовать себя в неизвестном ранее жанре и уже достигли результатов. Программа фестиваля включала несколько тем: музыка Петербурга XVIII столетия, английская вокальная музыка «золотого века», история фортепиано
Правда, собственно фортепиано на сцене не было. Зато взору зрителей предстали изящный клавесин и хаммерклавир, на котором играли венские классики, а сейчас Юрий Мартынов. Клавесин же звучал на открытии фестиваля под руками неуклюжего Ричарда Игарра, но затем инструмент получил гораздо более искусных владельцев в лице голландца Боба ван Асперена и нашего Александра Пуляева. Организаторы изящно развели по разным сценам отечественных и западных исполнителей, что было правильным шагом. Терзаемые самыми элементарными проблемами приобретением нот и инструментов, наши музыканты пока лишь подражают своим западным коллегам, хотя и делают это весьма талантливо. Ансамбль Musica Petropolitana уже несколько лет с успехом претворяет в жизнь проект, связанный с музыкой Петербурга XVIII в., но они скорее исключение, чем правило. Публика же выбирает в фавориты зарубежных музыкантов, что вполне объяснимо. В этом году любимцами стали двое: контртенор Майкл Чанс, выступивший с ансамблем виол Fretwork, и сопрано Эмма Кирби, приехавшая на закрытие фестиваля со своим постоянным партнером, лютнистом Энтони Рули. Карьера каждого из них представляет собой «программу минимум» любого английского вокалиста: сначала пение в хоре (за плечами Эммы Кирби Taverner Choir, у Майкла Чанса Monteverdi Choir), вокальном ансамбле и только потом сольная карьера. Звучавшие на концертах сочинения «елизаветинцев» Гиббонса, Берда, Дауленда составляют «золотой фонд» обоих вокалистов. Здесь реализуются все их достоинства, такие, как внимание к слову, чистота интонации и филигранность фразировки. Впрочем, это свойственно всей английской музыке недаром Майкл Чанс и Fretwork рискнули поставить в программу сочинение современного английского композитора Джона Тавенера In Nomini, отсылающего к музыке средневековья и Возрождения. По завершении фестиваля англичане выразили желание приезжать в Россию при любой возможности. У Эммы Кирби намечено выступление на «Декабрьских вечерах» в Москве, да и Майкл Чанс уже изъявил желание спеть в российской столице. |