Музыкальная критикаТень «Мизантропа»Анатолий Васильев поставил кукольный спектакльВедомости / Понедельник 09 июля 2001 В самом популярном кукольном театре Москвы «Тень» состоялась премьера мольеровского «Мизантропа». Остроумный кукольный спектакль поставил один из самых серьезных российских режиссеров художественный руководитель театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев, который также озвучил главного героя. Вслед за Васильевым в театре «Тень» ожидают Петра Фоменко, Евгения Гришковца и Тонино Гуэрру. В фойе семейного театра Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской висят четыре «Золотых маски». И нынешняя премьера целиком связана со спектаклем, который принес «Тени» первую национальную премию. Несколько лет назад «Гастроли Лиликанского Академического Народного Театра Драмы, Оперы и Балета» произвели несомненную сенсацию. В «Тени» придумали крохотный лиликанский народ (который нас называет велипутами) со своей историей, культурными традициями и даже языком. Зрителям приходится менять рубли на лиликанскую валюту, получать визы и наушники с синхронным переводом с лиликанского языка, пробовать бутербродики чуть побольше булавочной головки. На сцене же творятся такие чудеса, что сюда так и просятся оперы знаменитого велипутского композитора Рихарда Вагнера. Дети от этих чудес замирают, а взрослые впадают в детство. Успех спектакля подтвержден годами до сих пор на него очень трудно попасть, желающим приходится ждать месяцами. Вполне естественно, что в театре придумали продолжение этой великолепной сказке. Теперь застрявшие на гастролях в России лиликане решили создать Музей театральных идей. Для чего они пригласили сразу нескольких знаменитых режиссеров, поставив лишь одно условие спектакль не может продолжаться больше 15 минут. Тем идея приглянулась, поскольку позволяет воплотить давние задумки без оглядки на бюджеты и техническое воплощение. Первым поработал с лиликанами Анатолий Васильев. Пастиччио из «Мизантропа» решено в кукольном масштабе, но с обычными для режиссера серьезностью и дотошностью. За четверть часа он смог сказать о пьесе Мольера больше, чем другие режиссеры за весь спектакль. В тихо медитировавшем в своем подвале на Поварской Васильеве обнаружилась невиданная до сих пор деструктивная мощь. Его Альцест не просто правдолюбец и человеконенавистник, но и разрушитель. Поочередно от его маленьких кукольных рук рушатся портик с колоннами, французские окна в доме Селимены, целые дома, а под конец весь Париж полыхает настоящим огнем. Одинокий мизантроп с криком «Карету мне, карету» усаживается на повозку со спасенным из огня барахлом и уезжает на поиски недостижимого идеала. Столь необычное решение «Мизантропа» Васильевым должны поддержать следующие спектакли, которые в итоге будут идти в один вечер. Публике позволили заранее узнать, чем дальше собираются пополнить Музей театральных идей. Петр Фоменко хочет поставить для лиликан «Сцену из «Фауста» Пушкина. У режиссера, привыкшего к минимальной сценографии, внезапно обнаружилась страсть к спецэффектам. Фоменко хочет, чтобы на глазах пресыщенного Фауста утонул «Титаник». Евгений Гришковец мечтает о таком коротком спектакле, который в нормальном театре не покажешь. Сцена дуэли Пушкина и Дантеса будет воспроизведена по историческим документам. Только Пушкин выстрелит первым и убьет Дантеса, после чего выбежит на авансцену, чтобы обратить в зал риторический вопрос:»А что же дальше? «Наконец, знаменитый итальянский сценарист Тонино Гуэрра уже давно подарил «Тени» свою идею показать в кукольном театре настоящий библейский потоп. |