Музыкальная критикаПа-де-де и колхозная песняВчера в Московском доме кино состоялась премьера фильма «Москва» режиссера Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. Музыку к фильму написал Леонид Десятников. Он же стал автором саундтрека к нашумевшей картине Алексея Учителя...Ведомости / Пятница 01 декабря 2000 Вчера в Московском доме кино состоялась премьера фильма «Москва» режиссера Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. Музыку к фильму написал Леонид Десятников. Он же стал автором саундтрека к нашумевшей картине Алексея Учителя «Дневник его жены». Перед каждой из этих премьер вышел диск с музыкой Десятникова к фильму. Киномузыка (если она не основана на жизнеутверждающих шлягерах вроде «Пяти минут») редко живет отдельной от визуального ряда жизнью. Только музыка Георгия Свиридова к фильму «Время, вперед!» да романс Шостаковича к «Оводу» стали значить больше, чем причина их создания. Киномузыка того же Шнитке отражала советскую дилемму: писать для денег, чтобы потом писать что-нибудь для души
Петербургский композитор Леонид Десятников начал работать в кино лет 10 назад и за это время озвучил не много фильмов. Но классная музыка к «Подмосковным вечерам» и «Кавказскому пленнику» вносила свой вклад в популярность этих картин. Сам Десятников считает, что музыка к фильмам это компромиссная работа. Но этот компромисс постороннему взгляду вряд ли заметен: может, только тем, что для своих лучших киноопусов Десятников отталкивается от музыкального материала эпохи. Но в этом он большой мастер. Несколько лет Десятников занимался по заказу Гидона Кремера аранжировками произведений Астора Пьяццоллы. Хитовый аргентинец, оставивший после себя кипу мусорной музыки, в руках Десятникова приобрел академический лоск, и его теперь не стыдно исполнять даже в самых консервативных залах. С тем же азартом, с каким Десятников улучшал Пьяццоллу, он погружается в музыкальную атмосферу сюжета. В «Мании Жизели» (фильме Алексея Учителя о судьбе примы-балерины Ольги Спесивцевой) энергично-дансантные мелодии па-де-де и адажио становятся временным фоном, на котором Десятников создает ощущение рокового предзнаменования в жизни балерины. Для «Москвы» он пишет транскрипции советских песен Мокроусова, Блантера, «Колхозной песни о Москве», а рядом совсем другую музыку. И, соединяя несоединимое, находит точный звуковой эквивалент поэтике Владимира Сорокина. Быть может, уступкой обычным кинотрадициям выглядит музыка к «Дневнику его жены», где сольные фортепианные пьесы написаны традиционно «интимно». После запоминающейся музыки «Москвы» кажется, что в саундтреке много общих мест. Приблизительно такой же эффект возникает, когда после музыки Майкла Наймана к фильмам Гринуэя слышишь наймановскую же музыку к «Пианино». (Кстати, сравнение с Найманом напрашивается и в «Москве», где женский вокализ удивительно напоминает «Повара, вора».) Но Десятников умеет увлечь, и, прослушав музыку к «Дневнику» еще раз, начинаешь ею увлекаться и сутками не снимаешь диск с проигрывателя. Похоже, что на ближайших кинофестивалях лауреат в номинации «Лучшая музыка к фильму» уже определен. Десятников Л. Музыка к фильмам «Мания Жизели» и «Дневник его жены». Film studio Rock, 2000 Десятников Л. Музыка к фильму «Москва». Telekino studio, 2000 Современные русские композиторы: Леонид Десятников |