Музыкальная критикаПиковая дамаМонтсеррат Кабалье снова выступила в МосквеВедомости / Пятница 10 ноября 2000 В Москве под патронажем президента РФ Владимира Путина прошел очередной концерт благотворительной программы «Звезды мира детям». Под вывеской «звезды», как всегда, скрывалась испанская примадонна Монтсеррат Кабалье, которая на этот раз выступала в плохо приспособленном для концертов классической музыки и еще достраиваемом Гостином дворе.Сошедшие со сцены примадонны по-разному проводят годы без оперы. Великая Каллас заперлась в своей парижской квартире и умерла при загадочных обстоятельствах. Рената Тебальди выступает в роли респектабельной пожилой дамы. Джоан Сазерленд вышивает крестиком и гладью. Беверли Силлз была директором New York City Opera. Монтсеррат Кабалье, несмотря на свой почтенный возраст и проблемный вокал, продолжает петь. И хотя во всем мире ее уделом стали небольшие камерные залы, в родной Барселоне и жадной до оперных шоу Москве ее по-прежнему принимают как королеву. Перед ее выступлением в Большом зале консерватории починили лифт, в Питере в лютый мороз ее встречали на вокзале с духовым оркестром. В Гостином дворе она под фанфары въезжала чуть ли не на сцену в шикарном «Мерседесе». Оперный мир давно говорит о феномене Кабалье как о дорогом музейном экспонате, в Ла Скала ее освистали еще в далеком 1982 г. на премьере «Анны Болейн» Доницетти (миланцы так и не простили Кабалье, что она взялась за коронный калласовский репертуар). Но у российской публики Кабалье ценится не меньше, чем Хосе Каррерас или Пласидо Доминго. Основа этого интереса была заложена еще в 1974 г., когда во время гастролей Ла Скала она пела «Норму» Беллини. Потом была знаменитая пластинка «Барселона» с Фредди Меркьюри. Но главное оперная дива регулярно появляется в России (с месяц назад она пела в Питере на пару с Николаем Басковым). Для устроителей благотворительных концертов в пользу детей-инвалидов Кабалье остается козырной картой. Конечно, пиковой дамой из-за ее жгучей испанской внешности. Пестрая концертная программа была сильно подпорчена плохой акустикой отреставрированного творения Кваренги и еще худшей работой звукорежиссеров: микрофонное звучание оперных арий и дуэтов доходило до зала в весьма искаженном виде. Кабалье пела фрагменты из «Иродиады» Массне, «Гимн наций» Верди, «Адриенну Лекуврер» Чилеа и сарсуэлу. Пела со всеми недостатками, которые только можно представить в ее возрасте. Но даже по сравнению с остатками ее голоса крикливые и громкоголосые молодые коллеги выглядели недоучками. Дочь-сопрано Монтсеррат Марти, довольно поколесившая в дуэте с великой мамой, теперь активно занятая своей карьерой, которой мешают недостатки школы. Меццо-сопрано Номеда Казлаус, на последнем конкурсе им. Чайковского не дошедшая и до финала и с тех пор ничего к своей вокальной форме не прибавившая. И тенор Оскар Марин, чей крикливый голос и недостатки техники с головой выдавали солиста сарсуэлы, по заданию примадонны разучившего оперный репертуар. Совсем чужеродным элементом в этой оперной вакханалии выглядел молодой скрипач Антон Сороков (ныне проживающий в Вене) с первой частью Скрипичного концерта Чайковского, исполненного фальшиво и в постоянном расхождении с оркестром (ГАСО под управлением испанца Мигеля Ортеги). Лучше других участников концерта выглядел хор Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова, который на один вечер пополнился детьми-инвалидами. Звездный час Кабалье на этот раз настал в дуэте Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского, спетом по-русски вместе с Номедой Казлаус. Неприхотливая мелодия позволила испанской певице сполна продемонстрировать и свое знаменитое пиано, и восхитительную кантилену. Вот только ноты ей кто-то переписал неправильно, но что такое ноты по сравнению с благородным делом помощи детям. |