Музыкальная критикаАшкенази платит за победуВ Москве закончился Скрябинский конкурс пианистовВедомости / Вторник 04 июля 2000 В Москве без лишней шумихи прошел II Международный конкурс пианистов им. А. Н. Скрябина. Первый конкурс состоялся еще пять лет назад в Нижнем Новгороде. И его организаторы (Союз музыкальных деятелей Ирины Архиповой и Скрябинское общество) испытывали большие сложности в проведении второго состязания имени великого композитора. Оказалось, что без поддержки нашего бывшего соотечественника, известного пианиста и дирижера Владимира Ашкенази (он дал $10 000 на первую премию) и патриарха советской музыки Тихона Хренникова (он был председателем оргкомитета и обивал пороги Министерства культуры) конкурс вряд ли мог состояться. Иерархия международных музыкальных конкурсов выстраивалась десятилетиями. Поэтому организовать новое состязание молодых музыкантов так, чтобы оно было действительно похоже на международный конкурс, а не на слет юных российских талантов, совсем непросто. Впрочем, и московские меломаны, толпами валящие на прослушивания конкурса им. Чайковского, на этот раз отдали предпочтение дачам и Еврокубку по футболу. Конкурс проходил в Малом зале консерватории, и только третий тур и закрытие состоялись в Большом, и то не целиком заполненном. Трудности в организации Скрябинского конкурса не позволили провозгласить сроки проведения следующего. Для международных конкурсов очень важны размеры премий, а никто не дает гарантий, что Ашкенази и в следующий раз окажется столь же щедрым. Скрябинский конкурс организован по самым демократическим принципам, и вечных скандалов конкурса им. Чайковского ему удалось избежать. Члены жюри давали подписку, что обязуются не иметь среди конкурсантов своих учеников. Количество иностранных участников жюри в два раза превосходило количество отечественных педагогов, что сразу снимало все вопросы о победе петербуржца Петра Лаула (среди шести лауреатов конкурса четверо наших). Конкурс мероприятие спортивное, и предсказуемые (хоть и справедливые) решения музыкальных арбитров лишают его интриги и снижают интерес публики. Торжественное закрытие прошло в домашней обстановке. Ни Ашкенази, ни представители власти не приехали поздравить победителей. Поэтому Хренникову пришлось играть роль свадебного генерала. Помимо первой премии были вручены еще две $5000 и $3000, а еще три всего по $500. К счастью, деньжат подбросило и Американское скрябинское общество, учредившее специальный приз в размере $25 000 за исполнение обязательной Пятой сонаты (его получил москвич Сергей Соболев). Точно на пионерском сборе, победителям вручали бюстики Скрябина, продуктовые наборы и книжки. Потом все шесть лауреатов продемонстрировали свои достижения. Музыка Скрябина занимает особое положение в музыкальном репертуаре. Многие считали композитора надушенным барином, который деньги брал в руки, предварительно надев перчатки, и никогда не ел пирожных, упавших с тарелки на скатерть. Говорили, что мытье головы превращалось в доме Скрябина в целое событие. Но только ему удалось создать удивительный конгломерат салонной будуарности в духе Шопена и дьявольского разгула чувственности в духе Вагнера. Путаная философская система Скрябина, на которую оказывали влияние произведения Шопенгауэра и Ницше, Трубецкого и Блаватской, нашла выход в стремлении к чистому и преображающему действительность искусству. Исполнять такую музыку удается немногим. И уж точно: Скрябин не композитор для начинающих. Но к лауреатам конкурса это не относится. Конечно, все они оказались разными. Карен Корниенко (6-я премия) делает Скрябина больше похожим на его главного творческого противника Рахманинова. Больше всего вкуса к этой музыке проявил эстонец Тане Йоаметс (5-я премия). Но ему не хватило технических данных, а профессорское жюри такого не прощает. Удивительный сплав техники и стиля представил японец Джун Накао (2-я премия), обучающийся в Гамбурге у русского профессора Королева. Но по его конкурсной судьбе ударило главное правило состязания: в каждом туре подсчет баллов начинается с нуля, а финальное исполнение Фортепианного концерта Скрябина не оставило шансов соперникам Петра Лаула. Ему и было доверено исполнить единственный концерт композитора на закрытии. Где двадцатитрехлетний петербургский пианист еще раз доказал свое право на победу. |