Музыкальная критикаВ честь Александра IIIФестиваль французской музыки в МосквеВедомости / Среда 17 мая 2000 Фестивали в Москве что грибы. Публика к ним привыкла и не проявляет особого интереса. В полной мере это испытали на себе организаторы Фестиваля французской музыки, проходящего в эти дни в Москве. Поводом для очередной демонстрации нерушимых культурных связей России и Франции стало столетие открытия моста Александра III в Париже. «Фестиваль имени моста» придумал российский скрипач Александр Брусиловский, уже 15 лет живущий во Франции. Среди его организаторов нет ни посольства Франции, ни Французского культурного центра. Зато значится радиостанция классической музыки «Орфей», которую все привыкли причислять к нищим организациям. Брусиловский привез в Москву 11 французских музыкантов из числа друзей и знакомых. И даже одного композитора Филиппа Эрсана,,который специально для Брусиловского и его фестиваля написал пьеску «Искандер» (т. е. «Александр» в переводе с восточных языков). Все исполнители лауреаты международных конкурсов и работают в солидных оркестрах. Но для осуществления культуртрегерских функций этого оказалось мало. Идея сыграть много неизвестной французской музыки без участия международных звезд провалилась с самого начала. На открытии фестиваля Большой зал консерватории был почти пуст. Гала-концерт четко обозначил фестивальные границы и возможности его участников. Открылся он пошлым кабареточным посвящением известного кинокомпозитора Фрэнсиса Лея («Мужчина и женщина», «История любви» и другие фильмы Клода Лелюша) под названием «Париж перед тобой». Дальше все участники демонстрировали свои таланты, и из общего мейнстрима явно выделялся скрипач Лоран Корсия, сыгравший Поэму для скрипки с оркестром Шоссона. Мировая премьера «Искандера» показала, что в Париже есть композиторы помимо легендарного Пьера Булеза. Поклонник тональной музыки, Эрсан вполне подошел бы для нашего композиторского фестиваля «Московская осень». Венчала гала-концерт зоологическая фантазия Сен-Санса «Карнавал животных», которую молодые пианисты Паскаль Годар и Давид Кадуш исполняли скорее вопреки участию Московского симфонического оркестра под управлением Владимира Зивы. После зыбкой музыки французских импрессионистов и мастеровитой пьесы Эрсана остроумная зоофантазия (где среди черепах, кенгуру и всем известного лебедя встречаются «ископаемые» и «пианисты») наконец сдвинула зал с мертвой точки. Возможно, теперь, когда фестиваль переместился в камерные залы, ему повезет с публикой больше. Сегодня камерный концерт пройдет в Оружейной палате. А закроется фестиваль в пятницу концертом в Доме радио. |