Музыкальная критикаЕму было мало нести золотые яйцаВ апреле 1999 г. Менухину исполнилось бы 83 года. В конце мая он должен был пятый раз посетить Москву, чтобы выступить в Государственной думе как посол ЮНЕСКО и дать концерт с Российским национальным оркестром. Но оркестр играл концерт его ...Ведомости / Среда 22 марта 2000 В апреле 1999 г. Менухину исполнилось бы 83 года. В конце мая он должен был пятый раз посетить Москву, чтобы выступить в Государственной думе как посол ЮНЕСКО и дать концерт с Российским национальным оркестром. Но оркестр играл концерт его памяти, котором в роли наследника Менухина выступил Гидон Кремер. Менухин был одним из последних титанов классической музыки, чье имя известно даже далеким от музыки людям. Он был последним из могикан-виртуозов, связавшим эпоху граммофонов с эпохой цифровых технологий. После его смерти «большой романтический» стиль музыки, который передавался из поколения в поколение, навсегда исчез. Настоящих наследников он так и не оставил. Многие из сегодняшних скрипичных звезд считают его своим учителем. Играл ли Менухин вальсы Штрауса, сонаты Бетховена, джазовые опусы Стефана Граппелли, он всегда относился к музыке серьезно. «Я всегда старался претворить форму, заданную композитором, в собственную сущность», говорил маэстро. Менухин родился в 1916 г. в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Его ожидала типичная судьба вундеркинда в 11 лет он дебютировал в Сан-Франциско, а в 13 уже играл по три скрипичных концерта за один вечер с великими дирижерами Артуро Тосканини, Бруно Вальтером, Вильгельмом Фуртвенглером. В Париже, куда он уехал по желанию родителей, судьба уготовила ему встречу с Джордже Энеску. Великий румынский скрипач и композитор не только учил Менухина секретам «говорящего смычка», но и развивал его индивидуальность. Позже Менухин вспоминал, что учился у Энеску главному: «Какой бы рафинированной ни была исполняемая им музыка, в его руках она становилась полнокровной и жизненной». Благодаря этому Менухин быстро превратился из вундеркинда в полноценного художника. Совершив мировое турне, в 1935 г. он покинул сцену и два года занимался самосовершенствованием. «Мне было мало нести золотые яйца. Я должен был постигнуть все тонкости этого процесса», объяснял он позже причины своего ухода. Уже в молодости Менухин прославился своей общественной деятельностью. Во время войны он дал 500 концертов, а сразу по ее окончании посетил с концертами многие страны. Он стал первым музыкантом-евреем, выступившим после войны с обвиненным в коллаборационизме Фуртвенглером. В 1969 г. он организовал Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО. Им созданы два музыкальных фестиваля в Швейцарии и Англии, где к тому же он открыл школу для одаренных детей. За это он получил титул лорда. В 60-е гг. Менухин обратился к восточным верованиям и религии. Всерьез увлекся йогой, которой занимался до конца жизни. В его творчестве это обращение к восточной культуре вылилось необычно Менухин выступал в дуэте с исполнителем на индийском ситаре Рави Шанкаром. Как выяснилось во время церемонии похорон в Вестминстерском аббатстве, почти 30 лет Менухин был духовным братом далай-ламы. В последние годы, когда он почти не играл на скрипке, Менухин взял в руки дирижерскую палочку. В этом качестве он последний раз посетил Россию в 1995 г. У нас сына русских эмигрантов всегда воспринимали как соотечественника. |