Музыкальная критикаАутентизм для бедныхЛетом в Германии отметят 250-летие со дня смерти великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. В среду Большом зале Московской консерватории исполнением его оратории «Страсти по Матфею» был дан старт проекту «Год памяти Ба...Ведомости / Пятница 17 марта 2000 Летом в Германии отметят 250-летие со дня смерти великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. В среду Большом зале Московской консерватории исполнением его оратории «Страсти по Матфею» был дан старт проекту «Год памяти Баха». Организаторы Московская консерватория, посольство Германии и Гете-институт разработали программу из 15 мероприятий, которые весь год будут проходить, помимо Москвы, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Бах для России всегда был олицетворением всей европейской музыки эпохи барокко. Знаменитое высказывание Энгельса, назвавшего одну из кантат Баха «Марсельезой XVIII века», открыло кантору лейпцигской Томас-кирхе в советские времена дорогу в филармонические залы. Его произведения заполняли квоту, выданную властью на музыку духовного содержания. А органные концерты с токкатами Баха до сих пор остаются самыми прибыльными для областных филармоний. На открытии «Года памяти Баха» в БЗК наблюдался аншлаг при том, что сейчас на концерты ходят исключительно из-за звезд музыки, а не из-за исполняемых произведений. Но «Страсти по Матфею» случай особый. Строгие протестантские хоралы, виртуозные арии солистов и дословный текст лютеровской Библии: от Тайной вечери до положения распятого Спасителя во гроб. Все это делало ораторию неподъемной для русских дирижеров и певцов. Немецкая команда солистов во главе с дирижером из Кельна Фолькером Хемпфлингом нашей публике совсем неизвестны. Хотя в ее составе оказался знаменитый немецкий тенор Ханс-Петер Блохвитц, сотрудничающий с великими дирижерами Клаудио Аббадо, Джеймсом Ливайном, Николаусом Арнонкуром. Но замечательный певец приехал в Москву с больным горлом и к концу трехчасового концерта окончательно его посадил. Хотя даже в таком состоянии его исполнение речитативной партии Евангелиста отличалось большим мастерством, чем пение всех остальных солистов, которые демонстрировали либо ученическое, либо самодеятельное пение. Фолькер Хемпфлинг решил продемонстрировать Москве аутентичные веяния в интерпретации баховской музыки. Привез с собой виолу да гамба и задал барочному шедевру быстрые темпы. В аутентичном запале он не заметил, что студенческий оркестр Большого зала консерватории и студенческий же Камерный хор консерватории мало знакомы с подобными традициями. В результате ожидаемое пиршество превратилось в постный обед. Амбициозный баховский проект объединил усилия двух негласных конкурентов в области экспансии немецкой музыкальной культуры посольство Германии и Гете-институт. А также их постоянных спонсоров из числа представленных в Москве немецких концернов (от фармацевтического Bayer до табачного Davidoff). Возможно, их усилия не пройдут даром и уровень проекта еще поддержат знаменитые дирижеры Рудольф Баршай (в мае он будет руководить исполнением Мессы си-минор) и Хельмут Риллинг («Рождественская оратория» в декабре). А на следующей неделе в рамках баховского года будут исполнены «Страсти по Иоанну», в которых примет участие величайший немецкий тенор Петер Шрайер, уникальный исполнитель партии Евангелиста. |