Музыкальная критикаБерлинский порядокВ Москве выступил один из самых удивительных и качественных оркестров мираВедомости / Вторник 12 октября 1999 В Большом зале консерватории состоялся единственный концерт прославленного Берлинского филармонического оркестра под управлением итальянского дирижера Клаудио Аббадо, отмечающего в эти дни десятилетие своего пребывания на этом посту. И хотя с начала филармонического сезона в Москве прошло меньше месяца, пятничный концерт стал его кульминацией. Вряд ли найдется коллектив или дирижер, способные в длительном концертном марафоне составить конкуренцию «вольной оркестровой республике» (так называл оркестр один из предшественников Аббадо Вильгельм Фуртвенглер). Берлинский оркестр, постоянно оспаривающий звание лучшего оркестра в мире в неустанной борьбе с аналогичным оркестром из Вены, коллектив уникальный. Его музыканты сами выбирают для себя руководителя. Так, через два месяца после смерти Караяна оркестр проголосовал за Аббадо, а минувшим летом за нового главного дирижера с 2002 г. сэра Саймона Рэттла (Аббадо объявил оркестрантам о своем уходе по истечении контракта). На репетициях и концертах музыканты Берлинского филармонического занимают места за пультами по своему усмотрению где кто хочет. Порой к любимым дирижерам они, как школьники, бегут занимать места «на первой парте». Аббадо всегда принадлежал к числу их любимцев (впервые он выступил с оркестром еще 30 лет назад). Правда, берлинцы напряглись, узнав, что их главный уходит на пенсию: они привыкли, что дирижеры уходят от них прямо в могилу, а не на покой. Но Аббадо был понят: в 2002 г. дирижеру исполнится 70 лет, и он не хочет, как многие другие дирижеры, продолжать музыкальный конвейер выступлений и записей «с потерей качества». Но то, что оставшиеся до конца этого «счастливого брака» три года не станут для Аббадо просто «сроком отсидки» в Берлине, стало понятно уже с самого начала московского концерта. Выступление Берлинского филармонического оркестра под управлением Аббадо трудно не признать идеальным. Во всяком случае, такого сбалансированного оркестрового звучания, инструментальных соло и слияния с дирижером в Москве не слышали уже давно, практически с последних гастролей берлинцев и Аббадо, прошедших в 1991 г. Явление Аббадо совсем не походило на «пленительный уход». Дирижер выбрал для гастролей Четвертую симфонию Бетховена, бесконфликтную и изящную, затерявшуюся среди двух «монструозов» Третьей и Пятой, но не ставшую от этого менее прекрасной. К тому же симфония прозвучала в Москве с умопомрачительной отделкой оркестровых деталей. Кроме нее играли Девятую симфонию Дворжака, мощную и роскошную, написанную в Америке и названную композитором «Из Нового Света». В знаменитом финале симфонии Аббадо не стал сгущать и без того плотное драматическое звучание, а вновь покорил зал разработкой мелких деталей и ясным сбалансированным звуком. Москва получила концерт берлинцев практически «на халяву» он стал частью мирового турне в честь «50-летия демократии в Германии». После Москвы оркестр выступит в столицах других стран антигитлеровской коалиции. За это консервативной московской публике пришлось вынести 30-минутное сочинение современного немецкого композитора Вольфганга Рима, написанное специально для этого турне. Симфоническая поэма «На двойной глубине» написана Римом на текст голландского гея и коммуниста Маринуса ван дер Луббе, обвиненного в поджоге Рейхстага, казненного и закопанного в могилу «двойной глубины». В тюрьме голландец написал пространное стихотворение «О красоте», которое было опубликовано в начале 1999 г. в числе прочих архивных материалов. Средняя по своим музыкальным качествам, поэма Рима местами откровенно скучна, местами привлекает мастеровитостью и профессионализмом. Невыразительное пение Стеллы Доуфексис (сопрано) и Анны Ларсон (меццо-сопрано) еще больше подпортило впечатление от этого «заказного» сочинения. Впрочем, Аббадо и оркестр сыграли его, как и положено, с честью и достоинством. Даже с этим скучным элементом концерта можно было смириться. Когда еще к нам заедет оркестр такого уровня, да и Клаудио Аббадо москвичам вряд ли удастся теперь услышать живьем. Последнее турне с берлинцами Аббадо собирается завершить в родной Италии. |