Музыкальная критикаОсобая территорияБританский контратенор Пол Эссвуд выступит с нашими аутентистамиВедомости-Пятница / Пятница 20 июня 2008 Особая территория Передовой факультет Московской консерватории отмечает десять лет своего существования и празднует юбилей, не переставая трудиться. Для нас эти труды обернутся радостью в высшей степени изысканного толка два концерта даст британский контратенор Пол Эссвуд. Его выступления станут кульминациями двух параллельно идущих фестивалей. Один посвящен юбилею факультета, другой - фестиваль «Антиквариум». Замысловатое название Факультет исторического и современного исполнительского искусства отражает стержневое умонастроение, которым был проникнут весь музыкальный модернизм ХХ века. С одной стороны, старинное, историческое, с другой новейшее, современное: вот два смыкающихся звена одной цепи. Все, что было между ними, презрительно отбрасывается, называясь по-разному романтизмом, академизмом, мейнстримом. Выгороженная от мейнстрима территория объявляется единственно верной и существующей. Аутентичные приемы исполнения старинной музыки и ультрасовременные техники композиции проявления одного и того же, правильного мышления. В России эта парадигма стала агрессивно проявлять себя немногим позже, чем в Европе, с 60-х годов, но организационно и учебно-методически оформилась лишь в 90-е, когда в Консерватории возник Факультет, а деканом его стал разносторонний и пассионарный пианист (клавесинист, организатор, мыслитель) Алексей Любимов. Не поздно ли? Не устарели ли эти представления? Может быть, и поздно, хотя в обратном убеждает опыт таких людей, как Алексей Любимов. Или Пол Эссвуд. Личностям такого ранга тесны любые рамки. Для романтизма они сумели найти место в своей картине мира, оказались востребованы мейнстримом и стали академическими преподавателями, не согласившись ни на один компромисс. Пол Эссвуд, к примеру, находит в своем бесплотном, ангельском контратеноре такие краски, чтобы исполнять романтические циклы Шумана, минимализм Филипа Гласса или экспрессионизм Шнитке. Его репертуар уже поэма. Но главным образом он поет барокко, причем делает это с начала 70-х. Сейчас Эссвуду 66 лет (шутка ли для певца, тем более для такого нежного голоса?), и он успел поработать со всеми великими аутентистами. А в Москве он споет с московскими музыкантами, выросшими под крылом Алексея Любимова. Это молодая, европейски образованная клавесинистка Ольга Филиппова (она же руководит фестивалем «Антиквариум») и виолончелист, играющий в превосходном оркестре Pratum Integrum, Александр Гулин. Программы отличаются. В «антикварной» Эссвуд исполняет английских авторов XVII и XVIII веков, а название «факультетской» программы целая концепция: «Инновация имитация: английская и итальянская музыка XVII-XVIII веков. Из колыбели вдохновения». Последнее звучит даже романтично. Но ни мейнстримом, ни академизмом не пахнет. 22 июня, на сцене театра «Школа драматического искусства», ул. Сретенка, 19/27, тел. 303 52 66; 25 июня, Рахманиновский зал Консерватории, Б. Никитская ул., 11, тел. 232 53 53 Репертуар этого певца уже поэма. Но главным образом он поет барокко, причем делает это с начала 1970-х |