Музыкальная критикаПорги и БогАмерика отвечает Европе по-черному: опера Гершвина в Доме музыкиВедомости-Пятница / Пятница 30 мая 2008 Перед смертью Джордж Гершвин составил завещание, согласно которому главный труд его жизни, оперу «Порги и Бесс», должны исполнять только артисты с темным цветом кожи. Дело было в 1930-е, когда чернокожие считались в Америке людьми второго сорта, а белый композитор, пламенно любящий их искусство, решил их таким образом поддержать. Ставить оперу без преобладающего процента черных запрещено. Это плохо согласуется с тем, что «Порги и Бесс» все же идет в разных странах, в том числе и у нас. Но, конечно, видные сцены с международной репутацией такого самоуправства себе позволить не могут. Видные сцены могут пригласить к себе негритянскую труппу что и сделал Дом музыки стараниями Центра Галины Вишневской. Нью-йоркская компания Living Arts уже 16 лет тем (не скажу только этим) и занимается, что разъезжает с оперой «Порги и Бесс» по миру. Счет представлений перевалил за тысячу. В Санкт-Петербурге дадут еще два. И два в Москве. Это будут не концертные исполнения, а подобие спектакля. На сцене Светлановского зала Дома музыки поставят выгородку, изображающую Рыбнокошачий ряд. Catfish Row название рыбацкого поселка в Южной Каролине, где происходит действие оперы, что-то вроде Скотопригоньевска из наших «Братьев Карамазовых». Гастролеры экономят на перевозке оркестра. Играть будет местный оркестр «Русская филармония». Судя по райдеру американской компании, мы услышим не оригинальную партитуру Гершвина, а ее походно-усеченный вариант. Но вот с цветом кожи у артистов будет все в порядке. Белые у Гершвина тоже есть, но это персонажи ничтожные: сыщик, продажный адвокат. Они в опере не поют, а изъясняются сухими диалогами. Черные же отвечают им роскошными вокальными фиоритурами, разом напоминающими оперу и блюз. В старой европейской драме подобным образом разделялись аристократы и простолюдины. Первые изъяснялись стихом, вторые прозой. Единственный белый, кому позволено попеть, похоронный агент, сочувствующий черным. Сюжет оперы про любовь красавицы и безногого нищего. Это американский ответ европейскому «Воццеку». В опере Берга несчастный Воццек вполне здоров, но слаб, унижен и мстит миру убийством возлюбленной. Порги же, хоть и калека, мужчина сильный, страстный и гордый. Но, чтобы стать настоящим мужчиной, он должен обрести женщину и убить громилу-соперника. А чтобы догнать свою любовь, удравшую с продавцом кокаина, он запрягает козу в инвалидную коляску и с веселой песней отправляется на север в Нью-Йорк. Европу Бог покинул, мир Воццека пуст и мертв. Бог поселился по соседству с Порги, в Рыбнокошачьем ряду, где все только и делают, что поют псалмы и спиричуэлы. Опера изумительная. Лишь бы спели как надо. 6, 7 июня, Дом музыки, Космодамианская наб., 52, стр. 8, тел. 730 10 11 Единственный белый, которому позволено петь, похоронный агент |