Музыкальная критикаИдеал остался недостижимВ день своего столетия Марина Семенова на гала в ее честь не приехала. Но танцевали будто перед трибуной на Красной площадиВедомости / Среда 18 июня 2008 На финал четырехдневного фестиваля в честь Семеновой Большой театр выставил почти всех собственных звезд и укрепил состав солистами Мариинки. Ослепительный по составу участников, он мог бы претендовать на звание концерта сезона. Но все же недотянул до того уровня, который предполагало название «Семенова-гала». Кого здесь упрекнуть? Участие импортных звезд исключалось: имя Семеновой осталось практически неизвестным за рубежом. Многие спектакли, в которых она блистала, были сметены со сцены в годы борьбы с хореодрамой и оказались безвозвратно утрачены. Ее танец не сохранился на пленке по словам близких, она ненавидит те несколько минут «Лебединого озера», которые остались практически единственным документальным свидетельством бесконечных триумфов. Ученицы Семеновой почти все уже сами завершили карьеру. И даже идея совместить в дуэтах солистов двух театров, которым одинаково принадлежит юбиляр, не осуществилась. Хотя в честь Семеновой танцевали Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Ульяна Лопаткина, Иван Васильев и другие, они не встали с ней вровень. Но, как калейдоскоп, отразили все то, что внесла в балет ХХ века его величайшая представительница. В начале 1920-х, когда выходили постановления о ликвидации балета как жанра, она силой своего юного, но невероятно мощного дара чуть ли не в одиночку убеждала, что это искусство способно говорить о непреходящем. А безукоризненность и бескомпромиссность, которой всю жизнь учила Семенова на сцене и в репетиционном зале, позволяет понять, что ее место в хореографии сегодня не занял никто. |