Музыкальная критикаУжастик с хеппи-эндомМэтью Боурн снова заставил говорить о себе. Под Рождество хореограф возобновил один из своих первых балетов «Щелкунчик!»Ведомости / Пятница 28 декабря 2007 Именно так, восклицательным знаком, добавленным в название спектакля и повторенным на театральном занавесе, Мэтью Боурн 15 лет назад начинал торить собственную дорогу в классическом балете. И хотя до судьбоносного «Лебединого озера» с лебедями-мужчинами оставалось еще несколько лет, почерк хореографа в этой постановке легко узнать. «Щелкунчиком» под Рождество Лондон просто завален от магазинов, где под звуки «Вальса цветов» Чайковского покупатели штурмуют прилавки, до любой театральной площадки: спектакль показывают все прописанные в городе и гастролирующие балетные компании. Но Боурн взялся за постановку не для того, чтобы слегка навести на «Щелкунчика» глянец и заработать на сказочной эйфории. Хореограф создал гремучую смесь из казенщины традиций и эпатирующей свежести. Он отказался от либретто Петипа, которое за 100 лет так и не смогло ужиться с музыкой Чайковского: старый мастер ваял сценарий не по Гофману, а по французскому пересказу Дюма, насытив сладостными благоглупостями. Боурн отказался от умиления бюргерским уютом семейства Штальбаумов. Действие его спектакля перенесено в ХХ век, и в нем тщательно вычищены все следы сказки «о детстве, когда оно на переломе», и о «розовом море надежд». Своих героев хореограф поселяет в приюте, которым владеют Мистер Дросс (привет от фантастического мастера кукол Дроссельмейера) и его женушка и где царит парочка их отпрысков, третирующая остальных детей, среди которых Клара и Щелкунчик. И хотя вряд ли значительная часть зрителей спектакля имеет опыт интернатского воспитания, Боурн виртуозно вызывает в памяти ссадины и раны, которые, оказывается, выглядят зажившими только на первый взгляд. Кто-то узнает себя в удалой девице с торчащими косицами, другой в естествоиспытателе, спрятавшемся в шкафу, а третий в забитом очкарике, умеющем найти ответ на сложный вопрос. Но детскими разочарованиями Боурн не ограничивается. Щелкунчик, в соответствии с партитурой становящийся партнером Клары еще в финале первого действия, для нее не рождественский подарок. В сладком мире надежд, куда ей, безбилетной, удается проникнуть хитростью и обманом, Кларе приходится падать с высоты выстроенного до колосников свадебного торта оттуда она наблюдает за свадьбой Щелкунчика и роскошной дочки Мистера Дросса. Но на последних секундах спектакля хореограф все же сжалится: Клара проснется в ледяной спальне приюта и обнаружит спрятавшегося в шкафу верного Щелкунчика. Подарив хеппи-энд зрителям, пришедшим в театр Sadler's Wells за рождественским настроением, Боурн остался в границах высокохудожественного развлекательного шоу. В «Лебедином озере», которое хореограф сочинил позже, он уже не даст поблажки ни своим героям, ни публике там погибнут главные персонажи истории, надежды и идеалы. И родится знаковый хореограф своего поколения. ЛОНДОН Балетный десерт. В декабре и январе «Щелкунчика» показывают и лучшие компании мира, и самодеятельные коллективы. Независимо от уровня искусства одно название гарантирует полные залы. Поэтому в истории балета нет ни одного хореографа с именем, которому удалось бы улизнуть от создания собственной версии «Щелкунчика». Мариус Петипа в разгар работы сказался больным и передал постановку Льву Иванову. От него эстафету принял реформатор Александр Горский, за ним – Вайнонен, Григорович, Баланчин, Крэнко, Бежар, Ноймайер, Ратманский и многие другие. |