Музыкальная критикаХод в четыре короляШоу «Короли танца», показанное на сцене Большого, первая попытка создать балетный эквивалент стадионных выступлений трех теноровВедомости / Среда 31 октября 2007 В Москву «Короли танца» приехали после того, как завоевали титул главного балетного события года в Америке. Продюсер Сергей Данилян развил в масштабное шоу идею двух премьеров American Ballet Theatre Анхеля Корейи и Итана Стифела поработать с самым популярным в мире хореографом Кристофером Уилдоном. Ставка была сделана на знаковые имена кроме названных двоих на Йохана Кобборга и Николая Цискаридзе. Хотя у каждого балетомана свой рейтинг, четверка выбранных королей безупречна ее можно расширить, но никак не сузить: любой из участников шоу ярчайшая и неповторимая звезда современного балета. Программа же, придуманная для развлечения калифорнийских «вдов миллионеров» (премьера состоялась в Оранж-каунти), оказалась на редкость далека от формата балетной попсы. Главная часть проекта балет Кристофера Уилдона на музыку Шуберта, названный For 4, выгодно представлял каждого из танцовщиков. Итану Стифелу позволил блеснуть мобильностью, графичностью каждого движения и тем редким актерским даром, который не дает себя заметить просто стирает грань между артистом и зрителем. Анхеля Корейю, которого в Москве знают как ловкого трюкача, показал танцовщиком взрывной энергии, сочетающим виртуозность с точнейшим чувством формы. Николаю Цискаридзе подарил соло, в котором тот поразил кантиленой адажио качеством, редким даже для балерин. Травмированного Йохана Кобборга за два дня заменил Дмитрий Гуданов. Ему остался воздух для демонстрации изысканной красоты линий и тонкости рефлексий. Самым ярким королем оказался сам хореограф. Балет For 4, ясный по композиции, четкий по форме и предельно сдержанный по лексике, наконец предъявил того Уилдона, которого обожают на Западе, но до сих пор не знали в Москве. Вторым отделением «Короли танца» в Америке исполняли балет-триллер «Урок» Флеминга Флиндта с душераздирающим сюжетом про учителя-маньяка, убивающего учениц. В нем-то и заключалась вся интрига проекта: каждый вечер свой способ удушения демонстрировал один из четырех королей. Но Большой театр включил этот необычный балетик в свой репертуар и выставил собственного Учителя Сергея Филина, с увлечением изобразившего клинического маньяка (гармоничный ансамбль с ним составили Светлана Лунькина Ученица и Илзе Лиепа Концертмейстер). Зато после этого упражнения в драматическом мастерстве каждый из королей (в том числе и больной Йохан Кобборг, танцевавший почти одними руками и кистями) исполнил номер, поставленный кем-то из современных хореографов персонально для него. Например, Ролан Пети с щедростью великого мастера переложил для Николая Цискаридзе свою легендарную «Кармен», предложив примерить на себя все три образа этой истории. Новое шоу теперь покажут в Петербурге и Перми. Короли на службе. Четыре звезды проекта представляют три крупнейшие компании мира – лондонский Royal Ballet, American Ballet Theatre и Большой театр. Каждый из них – носитель прославленной традиции: Кобборг – Бурнонвиля, Корейя и Стифел – Баланчина, Цискаридзе – Петипа. |