Музыкальная критикаПремьера московского классаБольшой театр восстановил легендарный спектакль Асафа МессерераВедомости / Понедельник 16 июля 2007 Под занавес сезона Большой театр вернул на сцену одноактный балет «Класс-концерт» один из хитов своего «золотого века». Михаил Мессерер вместе с художником Игорем Чапуриным через полвека после премьеры представили спектакль Асафа Мессерера ностальгическим портретом московского балетного стиля.«Класс-концерт» единственный в истории отечественного балета парад-алле. Его участники десятки мастеров первого ряда: Плисецкая, Максимова, Бессмертнова, Васильев, Лиепа, Фадеечев, Годунов и многие другие. Все они оттачивали мастерство на уроках прославленного балетного педагога Асафа Мессерера. Такого скопления виртуозов не видел ни один балетный зал. Ресурсы учеников Мессерер соединил с авангардной западной модой: в конце 1950-х на гастролях парижской Opera был показан новенький балет Харальда Ландера «Этюды» на музыку Карла Черни гимн профессионального мастерства, поставленный с аскетичным шиком new look. Асаф Мессерер не стал придумывать сложную форму спектакля ему было достаточно выпустить на сцену свою гвардию в черно-белых костюмах, похожих на репетиционную форму. Зато с мастерством гениального педагога он подарил каждому участнику индивидуальную комбинацию движений, в которой тот был непревзойден. Когда состав «Класс-концерта» менялся, Мессерер трансформировал спектакль, чтобы каждая звезда светила и сияла собственным неповторимым блеском. Восстановить «Класс-концерт» автоматически невозможно: нужна ювелирная работа по подбору комбинаций новым виртуозам. Михаил Мессерер, приглашенный для возобновления в Большой, достаточно хорошо знает его труппу и досконально спектакль, в котором участвовал с младших классов балетной школы. Продолжатель знаменитой династии не раз адаптировал «Класс-концерт» к возможностям театров и балетных школ в Лондоне, Стокгольме и Милане. Большинству солистов спектакля досталось по одной комбинации движений, но многие запомнились не меньше, чем в коронных ролях: Мария Александрова идеальными дугами выписала полеты двойных ассамбле на руки Руслану Скворцову, Владимир Непорожний отмерил точнейшие двойные туры в воздухе, Наталья Осипова в два прыжка перемахнула через всю сцену, Иван Васильев взбил воздух мощнейшими двойными кабриолями, Андрей Болотин буквально завис над землей в филигранных антраша, Светлана Захарова томно «пропела» движения адажио на музыку Шостаковича из кинофильма «Овод». Мессерер-младший позволил блеснуть в спектакле и тем, у кого еще не было шанса запомниться значительными ролями: Вячеславу Лопатину, Егору Хромушину, Владиславу Лантратову. Важным педагогическим приемом стало привлечение учеников Московской академии хореографии. Сейчас они выглядят отстающим звеном, но выступление на одной сцене с мастерами может восстановить ослабленные связи театра с его школой. Безграничные возможности для демонстрации исполнительской маэстрии оказались самой эффектной, но не самой неожиданной стороной премьеры. Спектакль, который Игорь Чапурин стилизовал под фотографию, тонированную сепией, предъявил редкое мастерство в сочинении танца, которым владели мастера драмбалета. До этого воспоминание о нем поддерживалось только «Ромео и Джульеттой» Леонида Лавровского гальванизированный труп постановки долго сохранялся с почтением, но утратил привлекательность. Получасовой балет Асафа Мессерера продемонстрировал уникальное разнообразие возможностей хореографа. В результате «Класс-концерт» представил московский стиль в том виде, которого публика ждала от каждой балетной премьеры, хотя знала его только по легендам. |