Музыкальная критикаДвижение нацииИзраильские танцовщики умеют станцевать самосознание страныВедомости / Четверг 31 мая 2007 Израильский танцевальный спектакль «Экодум» стал частью фестиваля «Черешневый лес», который пестует искусство раритетное, но гламурное. Труппа Kibbutz Contemporary Dance Company смотрится в его программе диковато. С фестивальной реальностью примиряет лишь то, что труппа под руководством хореографа Реми Беира образец международного успеха национального продукта.Kibbutz Contemporary Dance Company вместе с еще одной труппой Batsheva Dance олицетворяют расцвет израильского современного танца, который в последнее время стал международным феноменом. Буквально за два-три десятилетия в стране, не знавшей и не признававшей пластического искусства, где не смог выбиться из зачаточного состояния классический танец, произошел взрыв интереса к движенческому искусству. Причем израильский феномен не ограничивается производством высококлассных танцовщиков: лидеры компаний Реми Беир и Охад Нахарин вошли в высшую лигу звезд мировой хореографии. Оба предлагают не перепевы, пусть и самые изощренные, чужих идей, а собственный взгляд на окружающую реальность. Причем, как показывает уже четвертый визит Kibbutz в Москву, у этого взгляда множество способов выражения. «Экодум», как и все постановки Реми Беира, имеет программу: название спектакля сложено из двух частей, в которой eco может означать экологию и эхо, doom конец света и катастрофу. Хореограф одевает 15 танцовщиков в футболки и трусы, которые на их мускулистых телах смотрятся как униформа, выстраивает их в линию и придумывает для передвижения пружинящий семенящий шаг с выбрасыванием вперед правого плеча. Такой элементарный ход под силу воспроизвести любому координированному человеку, но в сочетании с музыкой, очень напоминающей угрожающую безликость Rammstein, он создает эффект, мощь которого заставляет цепенеть зал. Из линии незаметным движением выбрасывает различные пары. Их дуэты, поставленные совсем в ином ритме и заключенные в лучи редкой красоты света (к сожалению, световая партитура спектакля несколько пострадала при транспортировке из израильского кибуца на сцену Театра имени Моссовета), выглядят образцом хореографического мастерства так просты и вместе с тем разнообразны поддержки, практически незаметно переливающиеся одна в другую, так сливается хореография с музыкой, а исполнители с текстом. Но когда кажется, что пружина сжата до предела и хореографу пора экономить фантазию, спектакль резко меняет ритм и цвет. Как в католическом храме, когда после долгого пути в темноте попадаешь в яркий столб света, в «Экодум» вторгается повседневная жизнь с зонтиками, пляжными креслами-качалками, девушками в купальниках и пилотами в черных шлемах, чьи идиллические танцы заканчиваются снежной бурей. В ее белых клубах, среди которых особенно эффектно выглядят шоколадные тела танцовщиков, внезапно становится ясна вся условность программы хореографа. Безусловно, можно ограничиться его комментарием, заложенным в названии. Но на гастролях, утратив контекст драйва и агрессивности, которыми пульсируют израильские улицы, «Экодум» оказался спектаклем не столько об актуальных проблемах, сколько о рождении нации и ее самоидентификации, о мечтах и фобиях человека, о его взаимоотношениях с собой и миром. Сила спектакля Реми Беира в том, что он оставляет простор для множества собственных ассоциаций. Поэтому его интересно смотреть не только в кибуце, но в любом месте мира. |