Музыкальная критикаБалет планеты за два дняУ международного балетного приза «Бенуа де ля данс», который каждую весну вручает в Большом театре Юрий Григорович, репутация далека от безупречной. Но если бы не он, из Москвы сложно было бы представить, как выглядит сегодняшний день мир...Ведомости / Пятница 25 мая 2007 У международного балетного приза «Бенуа де ля данс», который каждую весну вручает в Большом театре Юрий Григорович, репутация далека от безупречной. Но если бы не он, из Москвы сложно было бы представить, как выглядит сегодняшний день мирового балета. Это и продемонстрировала 15-я церемония награждения лауреатов.Несмотря на французское название (у него нет адекватного перевода на русский), «Бенуа де ля данс» типичное отечественное предприятие. В 1992 г. Юрий Григорович, под которым шаталось кресло главного балетмейстера Большого театра, воспользовался положением президента Международного союза деятелей хореографии и учредил собственный балетный приз. Повелев ему быть балетным «Оскаром», Григорович пригласил в жюри педагогов и хореографов мировой величины. Каждый из них привозил с собой кассеты с записями собственных учеников и спектаклей, из которых и складывался конкурс. Не так давно организаторы нашли наконец оптимальную форму существования «Бенуа» они трансформировали его в фестиваль: номинанты текущего года танцуют параллельно с вручением наград, а днем позже выступают лауреаты прежних лет. Принцип отбора лучших не стал прозрачнее, но теперь за два дня в кресле Большого театра можно увидеть обзор международного положения в балете. В этом году он вновь зафиксировал, что впереди планеты театры с многовековой историей. На этот раз Opera National de Paris, в которой вырастили лучшего танцовщика (Эрве Моро) и балерину (Аньес Летестю), а также Большой (с француженкой награду разделила Светлана Лунькина). А наиболее интересная хореография рождается вдали от академических монстров: победитель-хореограф Мартин Шлепфер поставил свой «Струнный квартет» в крошечном немецком Балете Майнца. В отсутствие получившей травму Летестю лидерство в концертных программах взяли на себя ее ровесники: коллеги по парижскому театру Лоран Илер, Мануэль Легри, Изабель Сьяравола, прима Мариинки Ульяна Лопаткина, которые демонстрировали не только хореографию, но и собственные легенды в обстоятельствах, предложенных Бежаром, Роланом Пети и Ноймайером. Конкуренцию им неожиданно составила лишь 24-летняя Виктория Терешкина, также представляющая Мариинский театр. Она пока не является обладательницей «Бенуа», но рождение балетных звезд не подчиняется регламенту никаких институций и поставить его на конвейер невозможно. |