Музыкальная критикаДягилев снова в авангардеПермский фестиваль усвоил уроки великого землякаВедомости / Среда 23 мая 2007 ПЕРМЬ Третий международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь Петербург Париж» завершается сегодня на родине Сергея Дягилева. Вслед за прославленным земляком, чьи «Русские сезоны» и «Русский балет» определили развитие искусства всего ХХ века, в Перми стараются обозначить контуры искусства будущего, при этом увлеченно открывая неизвестные раритеты прошлого.Создание нового искусства путем синтеза этот метод Дягилева взяли на вооружение пермские последователи великого импресарио. От многочисленных фестивалей, которые заполонили Россию (прямо сейчас в Казани идет балетный фестиваль имени Нуреева, а в Саратове музыкальный шаляпинский), пермский отличается невероятным разнообразием. Среди тех, кто приехал в Пермь в этом году, Эрнст Неизвестный, открывший не только памятник Дягилеву, но и собственную выставку в местной художественной галерее, Белла Ахмадуллина и Борис Мессерер, которые провели в Доме-музее Дягилева творческую встречу, французский кинодокументалист Доменик Делюш, чьи фильмы, посвященные звездам французского балета, открыли Пермскую синематеку, Леонид Десятников программа фестиваля включила необъявленный мини-фестиваль композитора, в котором сочетались концертный и балетный форматы. Не всегда попытки синтеза жанров оборачивались художественным эффектом. Мультимедийная выставка «Биенье крыльев, биенье сердца», посвященная 100-летию «Умирающего лебедя», при ближайшем рассмотрении оказалась набором тиражированных фотографий и видеозаписей великих балерин. А знакомство голландского джазового пианиста Майка дель Ферро с москвичами Евгением Рябым и Антоном Ревнюком и солистами Пермской оперы обернулось прекрасно заданным, но уныло воплощенным концертом «Русская опера встречается с джазом», в ходе которого музыканты пытались придать современное звучание Бородину и Чайковскому. Однако в том же концерте выступил дуэт, чьи «Оперные арии в стиле фламенко» оказались одним из главных событий третьих «Дягилевских сезонов»: американцы Натан Граннер (тенор) и Бо Бледшоу (гитара) за сорок минут с изящной виртуозностью преподали урок истории музыки, переиграв на манер фламенко музыку от «Коронации Поппеи» Монтеверди до кантри и спиричуэл. А московский пианист Алексей Гориболь, вместе с которым пели Эндрю Гудвин, Татьяна Куинджи и Юлия Корпачева, рискованно, но успешно соединил вокальные циклы Шумана с Рахманиновым и Таривердиевым. Фестиваль открывался балетным вечером, программу которого составили классическая «Шопениана», не сходящая с пермской сцены полвека, и российская премьера американского классика ХХ в. Джерома Роббинса «Концерт». Причем в первом балете солировала окончившая Пермское училище солистка Мариинского театра Ксения Острейковская, во втором за роялем был не солист местного оркестра, как на обычных спектаклях, а приглашенный из Москвы пианист Павел Нерсесьян. Еще одним открытием стало первое исполнение силами Пермского оперного театра фрагментов оперы Николая Сидельникова «Чертогон», долго считавшейся утраченной, но мирно хранившейся в семье композитора. Даже в полуконцертном варианте (дирижер Валерий Платонов, режиссер Георгий Исаакян) впечатляют ее редкая проникновенность и броская гротескность, а уникальная театральность музыки сама просится на сцену. Однако не менее значимой оказалась скрытая от глаз широкой публики часть программы круглый стол по проблемам современного музыкального театра. Сегодня возможности столь тесного ежедневного общения теоретиков и практиков искусства не предоставляет ни один российский фестиваль, но, как оказалось, именно эта часть программы стала наиболее весомой для участников «Дягилевских сезонов». И в этом фестиваль в Перми под стать деятельности самого импресарио, благодаря которому сложились самые выдающиеся творческие союзы начала ХХ в. Современные русские композиторы: Леонид Десятников, Николай Сидельников |