Музыкальная критикаДекларация о намерениях«Чайка» Джона Ноймайера перелетела в МосквуВедомости / Понедельник 12 марта 2007 Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко зазвал в свои отреставрированные хоромы на Большой Дмитровке Джона Ноймайера, одного из главных хореографов прошлого века. Это значит, что амбиции труппы более не ограничиваются премьерами местного значения.Джон Ноймайер работает в России не впервые: Мариинка и Большой несколько лет назад уже обзавелись его балетами теми, что давно признаны шедеврами хореографа. «Чайка» к числу безусловных побед мастера пока не причислена. Но Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, ориентируясь на свою генеалогию, выбрал именно ее из полутора сотен названий в опус-листе Ноймайера. В «Чайке» есть все то, что позволяет русскому балету считать американо-германского хореографа продолжателем отечественных традиций: литературный сюжет, развернутая на два действия композиция, пуанты, обилие декораций и костюмов, а также душевные метания героев. Обманчивое сходство с отечественными традициями уже ставило подножку постановкам Ноймайера в России: несмотря на многолетние мечты заполучить этого хореографа и бесконечно долгие переговоры, его спектакли не удержались ни в Мариинском театре, ни в Большом. Там их взяли приступом за несколько недель, но только приблизительно воспроизвели внешний каркас постановок даже мучительно напряженного репетиционного процесса не хватает для того, чтобы войти в систему координат, которую хореограф создавал десятилетиями. Балеты Ноймайера устроены совсем не так простодушно, как выглядят из зрительного зала. «Чайка» плод многолетней любви хореографа к русской культуре и русской литературе. Тем не менее она сразу же выдает инородный акцент постановщика. Вряд ли кто-то в России взялся бы ставить чеховскую пьесу на сборную музыку Шостаковича от Второго фортепианного концерта до оперетты «Москва, Черемушки» и Пятнадцатой симфонии (в спектакле звучат также Чайковский, Скрябин и Ивонн Гленн, на музыку которой ставит свой балет «Душа чайки» Костя Треплев). В спектакле Ноймайера практически нет чеховского домашнего уюта, хотя сценография (принадлежащая самому хореографу) удивительно емко создает настроение: на сцене лишь ступеньки сбоку, ведущие в столичную жизнь, и помост в центре, за которым спускается то пейзаж в левитановском духе, то элементы квадратов Малевича. Нет в этой «Чайке» и никакого эквивалента чеховскому изобилию ничего не значащих слов, из которых незаметно рождается трагедия. Ноймайер поменял профессии главных героев пьесы: Аркадина у него стала прима-балериной императорских театров, Тригорин успешным балетмейстером-классиком, Костя Треплев хореографом-новатором, а Нина танцовщицей, попадающей в итоге в столичное варьете. Остальных персонажей постановщик свел до положения кордебалета (исключение сделано для Маши, которой достались два развернутых танцевальных фрагмента). «Чайка» Ноймайера балет о становлении нового искусства, нового танца. И хотя сам хореограф неоднократно признавался в любви к классическому балету, мало кто так язвительно, но упоительно точно пародирует его, как он, соединивший в спектакле Тригорина «Смерть чайки» лебединые трепыхания Одетты и завязывания в кольцо Актеона. Однако самыми интересными фрагментами спектакля становятся два дуэта Треплева и Нины Заречной. Ничего не декларируя, хореограф смешивает в них классические позиции с рискованными акробатическими поддержками, сломанными модерновыми линиями и простыми, практически бытовыми жестами. Именно это и есть современный танец, который утверждал в «Душе чайки» сто лет назад ноймайеровский Костя Треплев. И именно этот синтез самое сложное, чем должны овладеть сегодня российские танцовщики, вымуштрованные в системе классического танца. Самое важное в нынешней премьере не то, что давно выпавший из балетных лидеров «Станиславский» теперь способен обзавестись модной европейской новинкой (первый показ в родном для Ноймайера Гамбургском балете состоялся меньше пяти лет назад), а то, что спектакль представил труппу, воспринимающую идеи хореографа. Ансамбль «танцев Костиной мечты» не нес никаких родовых травм классического происхождения, точно воспроизводя модернистские сломы хореографии. В маленькой партии Маши Ольга Сизых прорвалась сквозь сложнейшие технические навороты к абсолютной естественности. В партии Аркадиной знаменитая московская Одетта Татьяна Чернобровкина продемонстрировала неповторимую пародию на свою коронную партию, а другая прима театра Оксана Кузьменко, кажется, впервые в карьере воспользовалась возможностью предъявить актерскую эксцентричность, в стилизации под Павлову изобразив взбалмошную балетную звезду. Главным открытием премьеры стали исполнители партий Нины (первый сезон работающая в труппе Валерия Муханова) и Кости (Дмитрий Хамзин и Алексей Любимов). В их отношениях со своими ролями нет ничего завоевательского просто они нашли то единство жеста и движения, актерства и непринужденности, которого требуют спектакли Ноймайера. До «Чайки» никто из этой троицы не исполнил ни одной главной партии. Но хочется, чтобы они у этих танцовщиков появились в балетах, которые не стыдно было бы поставить в один ряд с постановкой Ноймайера. |