Музыкальная критикаМосква не веритТанцевальный авангард теплее встречают на родине ШагалаВедомости / Пятница 09 декабря 2005 ВИТЕБСК, МОСКВА Фестиваль современной хореографии в Витебске и фестиваль российских театров танца ЦЕХ в Москве из года в год проходят почти одновременно. Оба имеют международный статус, репутацию, общий круг участников. Но если московский смотр встреча профессионалов, то в Витебске современный танец пользуется живым откликом широкой аудитории.Витебск, несмотря на свое географическое положение, давно признан одним из центров отечественного contemporary dance. Создатель, директор и идейный вдохновитель фестиваля Марина Романовская еще во времена Советского Союза, в середине 1980-х, дала возможность предстать перед публикой молодым творцам, для кого хореография не была синонимом «Лебединого озера». 18 лет спустя эти самодеятельные энтузиасты, существовавшие в подполье, по-прежнему приезжают в Витебск теперь уже в статусе классиков современного танца. Одним из постоянных участников фестиваля был трагически погибший несколько лет назад Евгений Панфилов. Теперь он стал здесь культовым героем в год 50-летия хореографа его памяти посвятили фестиваль. Спектакль «Бабы. 1945», впервые доехавший до Витебска, этот статус подтвердил. Необычная пластичность, которую Панфилов выявил и обыграл в своих танцовщицах из «Балета толстых», и пронзительная нежность интонации, которую смогли сохранить исполнительницы, не стерлись и годы спустя после премьеры. Другим событием для Витебска оказалась панфиловская «Клетка для попугаев». Возобновленный спектакль 1992 г. сегодня выглядит наивным плакатом, вобравшим в себя пафос первых депутатских съездов. Тщательно восстановленный и отрепетированный балет поражает масштабом пути, который проделал хореограф от этой постановки до потрясающих простотой и лаконизмом «Баб». Его трудно представить на московской сцене, однако для витебской публики, встретившей «Клетку» стоя, старый спектакль выглядит актуальнее виртуозного международного хита последних сезонов «Госпиталя» Йо Стромгрена: неврозы запертых в крошечном пространстве женщин, которым не на кого излить цистерны любви и заботы, гораздо ближе столичной публике, любимцем которой стал норвежец несколько лет назад. Впрочем, витебская публика совсем не консервативна. Эстонский Fine 5 Dance Theatre представил на фестивале фрагмент из спектакля «Два поезда», где танец на сцене выступает в дуэте с видео психологическое исследование, в котором параллельные прямые хотя и могут на несколько мгновений пересечься в сложных поддержках, но только для того, чтобы дать почувствовать их вечную несоединимость. Когда зрители устроили овацию хореографам и исполнителям спектакля Тийне Оллеск и Рене Ныммику, стало понятно, что фестиваль жизнеспособен: он возвращает городу память о том, что Витебск город Шагала и Малевича, известный миру символ русского авангарда. Москве для официального признания contemporary dance понадобилось на 10 лет больше, чем Витебску. В конце 90-х публика всех возрастов и сословий с энтузиазмом заполняла все новые залы, казалось, что в столице грядет взрыв альтернативного танца. Когда пять лет назад появился ЦЕХ, технологичным названием утвердивший свою лабораторную специализацию, он был уже одним из множества данс-фестивалей, образованных потоками зарубежных и уральских гастролеров. Нынешняя программа ЦЕХа показала, что российский танец наращивает мускулатуру. На фоне спектаклей проходных, которые, впрочем, лишь подчеркивали лабораторный характер фестиваля, работы Александра Пепеляева («Apparatus», посвященный Даниилу Хармсу) и Ольги Поны («Немного ностальгии») выделялись не только здоровым духом, но и профессионализмом. Но, в отличие от Витебска, теперь в столице мало что напоминает о былом драйве, с которым на мастер-классы западных миссионеров подались даже те, кто всю школьную жизнь подделывал справки об освобождении от физкультуры. За последние три года ЦЕХ остался чуть ли не единственным выжившим в Москве фестивалем contemporary dance. И на нем зал был заполнен не энтузиастами, а узким кругом профессионалов. |