Музыкальная критикаКто кого задушилВ «Дне рождения Отелло»Ведомости / Пятница 11 июня 2004 После декабрьских «Ромео и Джульетты» в Большом театре хореографа Раду Поклитару назвали главным открытием сезона. Поставив «День рождения Отелло» в Камерном балете «Москва», он же может претендовать и на звание главного разочарования сезона.Этот спектакль еще до премьеры возвели в ранг топ-события, назначив на дни закрытия фестиваля современного танца «Рампа Москвы». Застенчивому Камерному балету «Москва» наверняка было непросто завлечь на постановку Поклитару: он ставит в Большом, Национальной опере Украины, Одесском и Пермском оперных театрах. При остром дефиците современно мыслящих хореографов его талант востребовали с имперской жестокостью: в прошлом сезоне Поклитару показал семь премьер, в нынешнем «всего» три. Поклитару, молдаванина с пермским дипломом и белорусским гражданством, оценили в Москве за парадоксальность мышления, достойную его колоритной биографии. И в преддверии премьеры «Дня рождения Отелло» он виртуозно морочил публику рассказами о том, что главные герои его спектакля военачальник Дездемон и его жена Отелла. На деле Отелло остался особью мужского пола, Дездемона женского, хотя все же поменялись ролями: это жена нежно задушит мужа в финале. «День рождения Отелло» сделан по фирменному рецепту Поклитару. Герои спектакля похожи на насекомых. Яго обвивается вокруг Кассио, которому не дает прохода гусеница-Дездемона, с которой смахивает пылинки таракан-Отелло. Постоянный соавтор хореографа сценограф Андрей Злобин разрисовал задник сцены ножками от столов, сквозь которые трогательно голубеет небо. Художник по костюмам Анна Ипатьева нарядила спектакль в той же манере, в которой были созданы костюмы для недавней «Палаты номер шесть» (одноактного балета, поставленного Поклитару в Большом театре). Седьмая симфония Прокофьева запущена в качестве саундтрека, впрочем, не менее уместного, чем моменты полной тишины и реплики танцовщиков. И все же постановка, начинавшаяся параллельно с работой над «Палатой номер шесть», выглядит ее черновиком, в спешке извлеченным из корзины. Кто уже записался в яростные поклонники хореографа, с удовольствием найдет в спектакле массу самоцитат из «Ромео и Джульетты» и «Палаты». Те, кто не видел предыдущих работ Поклитару, скорее всего, разведут руки в недоумении. |