Музыкальная критикаЦарство тьмыТеатр танца Алексея Фадеечева и продюсерская фирма «Постмодерн-театр» сделали москвичам изящный подарок: к 20-летию творческой деятельности Нины Ананиашвили по их приглашению новый балет для нее поставил Алексей Ратманский. Единственный н...Ведомости / Среда 21 ноября 2001 Театр танца Алексея Фадеечева и продюсерская фирма «Постмодерн-театр» сделали москвичам изящный подарок: к 20-летию творческой деятельности Нины Ананиашвили по их приглашению новый балет для нее поставил Алексей Ратманский. Единственный на сегодня российский хореограф мирового уровня не работал в Москве с 1998 г., когда на сцене Большого театра с триумфом были показаны его «Сны о Японии». В отличие от большинства своих коллег-сверстников Ратманский не тратит время на аранжировку давно проговоренных идей он генерирует собственные. Поэтому хореограф завоевал репутацию обманщика каждый его спектакль не похож на предыдущий. После «Сна Турандот», показанного летом Датским королевским балетом на московских гастролях, все ждали от Ратманского графически изощренного спектакля, в котором каждый волен находить собственный сюжет и предлагать фантастические ассоциации. Но в юбилей Нины Ананиашвили, для которой он уже придумал стильные «Прелести маньеризма» и экзотичные «Сны о Японии», Ратманский выложил телами танцовщиков гораздо более сложную мозаику. В балете «Леа» он переложил для ног «Дибук» Леонарда Бернстайна, за 40 минут пересказав легенду о том, как в тело молодой девушки Леи вселяется дух ее умершего жениха Ханана, пытавшегося разгадать книги Каббалы. Лишь второй раз в своей профессиональной жизни обращаясь к постановке сюжетного спектакля (первым опытом был «Поцелуй Феи» на музыку Стравинского), Ратманский на время отрекся от композиционной изощренности и легкого сарказма, украшавшего каждый его спектакль, чтобы позволить Нине Ананиашвили с удовольствием станцевать трагическую жертву таинственных сил, а премьеру American Ballet Theatre Джузеппе Пиконе двойную роль балетного любовника. Вместе с художником Михаилом Махарадзе, создавшим для декораций четыре панно в шагаловском стиле, Ратманский высек старинную легенду предельно лаконичными средствами: классические pas для премьеров плюс немного национального колорита для кордебалета. Умение сохранять авторский стиль и художественное качество в предлагаемых обстоятельствах и делают Ратманского желанным хореографом для европейских балетных трупп. Поэтому, едва показав премьеру «Леи», он возвращается в Копенгаген, где на 1 декабря у него запланирована премьера «Щелкунчика», а 21 февраля он уже выпускает в Петербурге «Золушку», которая весной должна стать главной приманкой второго международного фестиваля балета «Мариинский». |