Музыкальная критикаНаконец современныйТанец на «Золотой маске»Ведомости / Среда 04 апреля 2001 Современный танец, только в прошлом году получивший право на независимость в программе «Золотой маски», мгновенно сконцентрировал на себе все хореографические интересы фестиваля и отодвинул в тень лишенный интриги скудный балетный конкурс. Ортодоксам классики, утверждавшим, что в contemporary dance идут неудавшиеся принцы дезире и жизели, приходится нелегко. Contemporary dance международный термин, которым определяют многообразие форм современного танца, прорвался в Россию всего 10 лет назад. Повальную отечественную танцевальную безграмотность приехали ликвидировать западные проповедники педагоги и танцовщики, превратившие contemporary dance в гуманитарную помощь жертвам тоталитаризма. Тогда на их спектаклях и мастер-классах казалось, что мы отстали на целую жизнь. Нынешняя «Золотая маска» констатировала: былое косноязычие российских энтузиастов contemporary dance осталось в прошлом. Явных аутсайдеров в конкурсе почти не было. Евгений Панфилов, один из российских первопроходцев современного танца, еще 20 лет назад шокировавший Пермь цитадель балетного академизма эквилибристикой на грани балета, модерна и шоу, на этот раз устал от имиджа enfant terrible. Его «Прекрасные дамы маркизов и русских князей» на музыку Первого фортепианного концерта Рахманинова, навеянные образами Серебряного века, травмировали публику классичностью спектакля, соединением черных кринолинов и белых бюстгальтеров, истеричности и сентиментальности. Спектакль Саши Пепеляева «Не там» в исполнении его театра «Кинетик» уже можно было бы выучить наизусть он был неоднократно показан на различных фестивалях, если бы его текст в некоторой степени не менялся от показа к показу. Навеянный произведениями Хармса, спектакль превращает в абсурд давно ставшую банальной тему «театра в театре» общих любовей и скандалов, обид и радостей, существующих под присмотром нарисованного на заднике зрительного зала, который становится действующим лицом, тихими шелестящими аплодисментами завершая оба спектакля. Но лидерами нынешней «Золотой маски» стали не ветераны, а два молодых уральских хореографа Ольга Пона из Челябинска и обладательница «маски» прошлого года Татьяна Баганова из Екатеринбурга. Их спектакли («Зарисовки с натуры» Челябинского театра современного танца и «Кленовый сад» труппы «Провинциальные танцы»), уже прославившиеся на многих российских и международных фестивалях, декларировали, что contemporary dance это не только танец. Здесь могут отдать несколько минут сценического времени на магнитофонное щелканье соловья или живое соло аккордеона в сопровождении истошного женского вокала. И засохшее одинокое дерево в «Кленовом саду», к ветвям которого аккуратно прищепят волосы одиноких героинь, и папироса, которую курит в неподвижности танцовщик в «Зарисовках с натуры», полноправное средство выразительности в этом театре. Этим современный танец так раздражает многих профессиональных балетоведов и привлекает театральных радикалов, не сумевших победить в себе неприятие идеализма классического балета. |