Музыкальная критикаВопреки законам прогрессаНикто уже не обращает внимания, какой именно юбилей отмечает Плисецкая: у нее собственные отношения со временем. Вручавший балерине орден «За заслуги перед Отечеством» Владимир Путин напомнил, что она впервые вышла на сцену Большого в 194...Ведомости / Среда 22 ноября 2000 Никто уже не обращает внимания, какой именно юбилей отмечает Плисецкая: у нее собственные отношения со временем. Вручавший балерине орден «За заслуги перед Отечеством» Владимир Путин напомнил, что она впервые вышла на сцену Большого в 1943 г. Люди, бравшие штурмом Большой театр 20 ноября 2000 г., шли для того, чтобы увидеть танцующую Плисецкую. Никогда не боявшаяся соперничества, на этом вечере она окружила себя подлинными, а не мнимыми звездами современного мирового балета. В пятичасовом концерте в ее честь танцевали Алексей Ратманский, представлявший Датский королевский балет, литовская балерина Эгле Шпокайте, Лариса Лежнина и Вячеслав Самодуров, работающие в Национальном балете Нидерландов, Палома Эррера, Анхель Коррейя, Хосе Мануэль Карреньо из Американского балетного театра, шведка Ана Лагуна, солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Татьяна Чернобровкина, Роберто Болле из миланского «Ла Скала», солисты Большого Галина Степаненко, Мария Александрова и Юрий Клевцов. Глядя на них, восхищаешься эволюцией природы: у самой Плисецкой никогда не было таких бесконечно длинных ног, идеальной выворотности и стабильных двойных фуэте. Но едва она появилась на сцене и просто встала у рампы, победно вскинув руку, все достижения прогресса капитулировали и стало очевидно, как недосягаема эта балерина для просто танцовщиков даже мирового класса. Плисецкой вовсе не обязательно зависать над головами партнеров в своих фирменных прыжках или окольцовывать сцену смерчем туров. Она может просто присесть у самой рампы и играть в воображаемые камушки и этот секундный фрагмент из «Айседоры» вытеснит из памяти все трюки. Или, неподвижно стоя в центре сцены, перебирать бело-алые веера и довести зал до экстаза в этом неприхотливом номере Мориса Бежара, созданном специально для нынешнего вечера. И даже в этой статике оставаться неистовой Плисецкой той, что свела с ума весь мир своими Одеттой-Одиллией, Китри, Кармен, Анной Карениной, Айседорой, Федрой. |