Музыкальная критикаСнова в почетеФилармоническое общество Петербурга вспомнило о своей просветительской миссии и учредило новый фестиваль, призванный вернуть аудиторию камерной музыкеВедомости / Четверг 02 декабря 2010 Стоит простить склонность питерских культуртрегеров к напыщенным именам: кроме названия «Серебряная лира», новорожденный фестиваль ничем против строгого вкуса не погрешил. Мероприятие получилось скромным, компактным и разнообразным по музыке: восемь концертов в Малом и Большом залах Филармонии. Негромко бряцая струнами, «Лира» как влитая вписалась в нишу камерного исполнительства — доселе, как ни странно, ни одним фестивалем не занятую. Огромный пласт превосходной музыки классиков, уж не говоря об опусах ХХ в., в Петербурге практически пропадает. Не то чтобы эта музыка в концертах вовсе не исполнялась — нет, хороших камерных ансамблей в городе на Неве немало. Однако желающих покупать билеты на камерные концерты год от года все меньше. И тут на авансцену выступает Филармоническое общество Петербурга в своей традиционной, можно сказать, веками освященной роли просветителя масс. И вбрасывает на музыкальную поляну Питера россыпь опусов Гайдна, Моцарта, Дворжака, Лигети, Дебюсси, Мартину и Пуленка в исполнении разнокалиберных ансамблей из Чехии, Венгрии, Польши, Австрии, Москвы и даже далекой Мексики — демонстрируя всеядность и широту охвата. Все, что подпадает под определение камерной музыки, — будь то Камерный ансамбль Яна Палиха из Праги, играющий с изумительным совершенством стиля «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, или ансамбль «Мадригал», поющий Джезуальдо и Перселла, — на равных сосуществует в афише. Может, это и неплохо, ибо дает возможность «Лире» развивать свои интенции в любую сторону, как в прошлое, так и в будущее. И в направлении камерной барочной оперы, и к чистому инструментализму новейшей музыки XXI в. Как раз на диалог времен, эпох, стран и исполнительских школ, объединяемых в едином контексте камерного исполнительства, делают ставку его устроители. Программа первого фестиваля отвечала самым разным вкусам — и тем самым предельно расширяла потенциальную аудиторию. Те, кто любит музыку барокко, шли на Вивальди и программу «Музыка королевских дворов Европы». Более продвинутые посетили выступление отличного венгерского квартета, исполнявшего Лигети пополам с Гайдном и Чайковским. Хочется надеяться, что с появлением такого фестиваля на музыкальной карте города петербургские меломаны потихоньку сызнова приучат уши и сознание к концентрированному развитию длинной музыкальной мысли в квартетах Бетховена и сладостно-наивным мелодиям из трио Шуберта и Мендельсона. Для тех же, кто ищет чистого развлечения, напоследок припасли сюрприз. Сюрприз назывался «Маленький музыкальный кошмар в Большом зале Филармонии» и был преподнесен донельзя раскрученной парой музыкальных эксцентриков Игудесман & Джу, чей ролик побил рекорды YouTube. Два классных музыканта — пианист и скрипач — весь вечер забавляли почтенную публику каскадом шуток, гэгов и трюков, как заправские клоуны. Каждый жест, мимическая гримаса моментально улавливались камерами и передавались на огромный экран. Представление в духе развеселых консерваторских капустников поставило жирный восклицательный знак в конце восьмидневного марафона, на протяжении которого камерная музыка была восстановлена в общественных правах и даже попыталась вновь взобраться на пьедестал самого рафинированного и утонченного музыкального жанра, каким она считалась в веке девятнадцатом. Перерывчик небольшой Филармоническое общество Петербурга было основано в 1802 г. и на первых порах называлось «Касса музыкантских вдов». Активно работало вплоть до 1917 г., возрождено в 1992 г. |