Музыкальная критикаНе стало легендарного хореографа Ролана ПетиНа 88-м году ушел из жизни Ролан Пети. Для России, большую часть ХХ века изолированной от живого дыхания современного искусства, он был воплощением его свободы и смелости — даже тогда, когда на родине хореографа его постановки исчезли из репертуара как морально устаревшие.Ведомости / Воскресенье 10 июля 2011 У нас Ролан Пети стал известен в 1960-х, когда любой варяжский гость подвергался тщательной проверке на идеологическую совместимость. Правда, спектакль, в одночасье сделавший молодого танцовщика знаковым постановщиком эпохи, — «Юношу и смерть» — официально показали в Москве только в 1991-м. Однако его «Кармен» и«Волк» впервые потрясали соединением совершенно нового балетного языка, казавшегося физиологически откровенным и спортивно смелым, с французской экзистенциальной философией. А спектакль«Зажгите звезды!» по мотивам поэзии Маяковского перевернул представление о возможностях и смысле балетного искусства. И в то время, когда Баланчин и Лифарь не могли и мечтать о постановке в СССР, Ролан Пети по настоянию Майи Плисецкой был приглашен в Большой театр, а позже проложил путь в Кировский (ныне — Мариинский). Однако подлинным событием стала состоявшаяся в Большом уже в 2001-м мировая премьера «Пиковой дамы» на музыку Чайковского. Для Пети, чьи настоящие вершины остались в конце 1940-х, когда его питало сотрудничество с Жаном Кокто и его кругом, этот спектакль не стал достижением. Но постановка, отмеченная Госпремией России, стала первой попыткой русского балета вырваться из раз навсегда отведенного ему музейного вольера. Француз Ролан Пети, ставивший спектакли с дягилевским ассистентом Борисом Кохно , запрещавший танцевать свои балеты Рудольфу Нурееву и ставивший для Майи Плисецкой, Михаила Барышникова, Натальи Макаровой и Николая Цискаридзе, был живым звеном, связывавим разные эпохи русского балета. |