Музыкальная критикаНевозможность злаУ Кейджа одна воля никогда не вмешивается в другуюРусская жизнь / Вторник 26 февраля 2013 Пресс-служба города Лейпцига анонсировала фестиваль, посвященный Джону Кейджу, который пройдет в марте в восьми городах.
Опять Кейдж? Он нем нам все известно. Все его открытия принадлежат ХХ веку. Разве он еще актуален? Эта сказочка стара.
Оказывается, нет. В отличие от большинства знаменитых композиторов-авангардистов Кейдж известен не только музыкально-цеховому кругу. Люди любой культуры знают о существовании пьесы «4'33''»: в течение 4 минут 33 секунд пианист ничего не играет, а мы слушаем тишину – которая никогда не бывает полной тишиной и всегда может оказаться музыкой. Но Кейдж, возможно, нужен и людям, просто людям.
В 1991 году, в год смерти Кейджа мы снимали на Российском телевидении экранизацию его Лекции о ничто. К лекции добавили сочинения Кейджа, а также собственные сочинения и импровизации в его духе. Когда я стал монтировать, выяснилось, что все превосходно звучит одновременно. Лишняя режиссерская воля только вредила делу.
Иван Соколов тогда прочел в нашем фильме свое стихотворение:
Мир Кейджа чист. Свободна и проста
Идея «четыре-тридцать три» -
Как невозможность плохо написать
И шире – как невозможность зла.
Позже к нам стали приезжать европейские последователи Кейджа – например, Дитер Шнебель. В его перформансе двое исполнителей сидели за столом с тарелками. Один брал тарелку и ловким жестом заставлял ее кружиться на столе вверх дном. Другой тут же решительно прижимал тарелку к столу и вращение прекращал.
У Кейджа ничего подобно быть в принципе не могло. У него тарелка кружилась бы до остановки, и никто бы и не пытался ее остановить. У Кейджа одна воля никогда не вмешивается в другую. Конфликтность в его искустве полностью упразднена. Все существует одновременно, свободно и ничто другому не мешает.
Американец. В прошлом году его столетие отметил мир, в нынешнем празднования продолжаются. Лейпцигский проект «Музыка воды» доедет аж до Аддис-Абебы. У нас тоже в Консерватории прошел фестиваль, а совсем недавно в Центре Мейерхольда скрупулезно исполнили две «Европеры».
В обеих звучали классические оперные арии – подолгу, живьем и с пластинок, иногда по три-четыре сразу. Порой звучало по-дурацки, порой любопытно – что не так уж важно. Иван Глебович Соколов тоже играл отрывки из опер – как патриарх кейджевского движения.
В антракте исполнили «4'33''» - напрасно, потому что это все же музыкальное, а не театральное произведение. А в качестве бонуса было предложено закидать помидорами режиссера спектакля Наталию Анастасьеву.
Зрителям действительно раздали помидоры. Наташа вышла под музыку Доницетти, прекрасная, в подвенечном платье, завернутая снаружи в целофан.
- Кто без греха, пусть первым кинет помидор! - хотел было крикнуть я, но опоздал: помидоры полетели. Особенно старались жестокие дети. Наташа руками закрыла лицо и топтала босыми ногами красное месиво.
Все это было очень весело, но никак не в духе Кейджа. Любое насилие, даже в самой шутливой форме, у него было категорически исключено.
Невозможность зла – вот его послание, нужное сегодня всем людям, а не только тем, кто уважает авангард. Современные русские композиторы: Иван Соколов |