Музыкальная критикаСпектакль www.nibelungopera.ru: Полет валькирий над Новым АрбатомВ год 200-летия Рихарда Вагнера театр «Геликон-опера» усадил слушателей в самолет и пролетел по всем тринадцати операм великого германцаВедомости / Вторник 05 марта 2013 Решение театра, ютящегося в прозаичном зале без оперной акустики, не имеющего полного состава оркестра и не располагающего штатным набором вагнеровских голосов, поставить спектакль на музыку Вагнера выглядит поведением задиры, достойным известного восхищения. В последние годы привлекать внимание театру Дмитрия Бертмана становится все труднее. Это раньше он считался скандальным на фоне унылых академических театров — теперь же местом скандалов стал Большой. «Геликону» приходится изобретать новые форматы — один из них и предложен в спектакле под названием www.nibelungopera.ru. Это смесь капустника, в котором валькирии, боги и герои облачены в формы стюардесс и пилотов, и рекламной акции: постановку спонсирует авиакомпания UTair. Самый эффектный номер идет на музыку «Полета валькирий», во время которого хор бортпроводниц на узнаваемом языке жестов объясняет публике, что в полете нельзя курить, закладывать за воротник и устраивать мордобои, тогда как мирно спать — самое благое дело. Самый скучный номер — увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам», чинно исполняемая на фоне закрытого занавеса. В академическом театре все было бы наоборот, но в «Геликоне» оркестр не блещет вагнеровскими доблестями, хотя Владимир Понькин умело минимизирует потери, а вот хор может даже и не петь, настолько он сценически подвижен и со знанием дела валяет дурака. Из всех тринадцати опер, написанных Вагнером, взяты знаменитые фрагменты, которые распределены между участниками команды авиалайнера. На воздушном судне находится мрачный капитан — Летучий Голландец, влюбленный пилот-баритон — Вольфрам фон Эшенбах, поджарый стюард — Зигфрид, а также выводок темпераментных героинь. Сента, Изольда, Елизавета, Эрда, Зиглинда и Брунгильда — все немножко похожи друг на друга в силу общности униформы, повальной охваченности любовной страстью и творческой фантазии: так, поэтичной Елизавете вдруг начинают мерещиться голые мужики, возникающие в иллюминаторах с внешней стороны. Следовало бы назвать певиц поименно, если бы все они (как, к примеру, Марина Карпеченко или Ксения Вязникова) исторгали осмысленное пение, а не последствия тяжелой атлетики. Балерина, отвечающая взаимностью пилоту, выделяется среди подруг стройностью и немотой. В кульминационной сцене, идущей под музыку «Путешествия Зигфрида по Рейну», ее любовник трусливо капитулирует, присоединяясь к балету призраков. Рейс оборачивается коллективной галлюцинацией: слушатели, которых обслуживает столь своеобразный экипаж, резонно чувствуют беспокойство по поводу посадки — но приземление проходит благополучно, и на звуках «Чуда Страстной пятницы» из «Парсифаля» в аэропорту происходит трогательная встреча влюбленных: сколько бы сердечных драм ни разыгралось в полете среди членов экипажа, а свою задачу — доставить людей туда, где их ждут и любят, — команда с честью выполнила. Так, поев леденцов и покликав по тринадцати партитурам, мы закрыли браузер, где шла www.nibelungopera.ru, приземлились на московскую землю и обнаружили, что в силу своей голландской летучести «Геликон» стал первым московским театром, кто отметил в этом году вагнеровский юбилей. |