Музыкальная критикаЖест большого калибраБольшой театр официально объявил о том, что главным приглашенным дирижером театра становится Юрий Темирканов. А просто главным дирижером как был, так и остается Александр Ведерников.Главный приглашенный дирижер должность, которая широко р...Ведомости / Среда 07 февраля 2007 Большой театр официально объявил о том, что главным приглашенным дирижером театра становится Юрий Темирканов. А просто главным дирижером как был, так и остается Александр Ведерников.Главный приглашенный дирижер должность, которая широко распространена в западных оркестрах и пока не испытана в России. Последнее время Большой регулярно делает шаги, соотносящие театр с мировым контекстом, в том числе работая с крупнейшими постановщиками и певцами. Появление имени Темирканова в списке основных действующих лиц Большого стоит воспринимать как жест того же калибра. Крупнейший российский дирижер, активно работающий на Западе, Темирканов вошел в историю российской культуры как постановщик легендарных спектаклей Кировского театра «Евгений Онегин» (1982), «Пиковая дама» (1984) и Большого театра мировой премьеры «Мертвых душ» Щедрина (1977). Однако в последние 13 лет он отошел от оперы ради симфонического дела, возглавляя сегодня Оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Большой театр и его главный дирижер Александр Ведерников, открытые сотрудничеству с крупными музыкантами современности (постановки следующего сезона планируются с участием Михаила Плетнева и Мариса Янсонса), надеются, что фигура Темирканова укрепит позиции Большого как первого театра страны. Стороны уже давно присматривались друг к другу, но решающим событием, после которого союз стал неизбежен, оказался январский концерт в Большом зале консерватории, где Темирканов и Симфонический оркестр Большого театра исполнили Мусоргского и Прокофьева. Оценив потенциал оркестра и хора Большого, Темирканов принял предложение, результаты и преимущества которого проявятся, когда после реконструкции откроется историческая сцена. Тогда маэстро, который, по его словам, сегодня ради России готов постепенно сокращать свою деятельность на Западе, сможет участвовать в жизни театра столько, сколько захочется обеим сторонам. А его склонность к традиционной парадигме (как пошутил маэстро, к старости он стал «реакционером») не окажется препятствием для развития Большого, развернувшегося в согласии с мировыми тенденциями от условно-костюмной оперы к современному театральному стилю. Пока четкие позиции нового альянса не обозначены они должны проявиться со временем. Говоря о будущем, маэстро назвал свои любимые оперы, которыми он всегда готов дирижировать («Кармен», «Травиата», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин»), и точный срок своего следующего выступления с Симфоническим оркестром Большого январь 2008 г. Сокрушаться по поводу того, что оно лежит за пределами театрального зала, не стоит: для серьезного европейского дома симфоническая территория ценна не меньше, чем оперно-балетная. |