Музыкальная критикаБог из машиныЭтот концерт в Большом зале Консерватории имеет шансы остаться самым экстремальным переживанием сезона: вместо Теодора Курентзиса Национальным филармоническим оркестром России продирижировал Андрей Данилов. Для его внезапного дебюта в Москве выпал ед...Ведомости / Понедельник 05 февраля 2007 Этот концерт в Большом зале Консерватории имеет шансы остаться самым экстремальным переживанием сезона: вместо Теодора Курентзиса Национальным филармоническим оркестром России продирижировал Андрей Данилов. Для его внезапного дебюта в Москве выпал едва ли не самый страшный симфонический блокбастер Вторая симфония Малера.В старинной опере есть сценический эффект, связанный с внезапным исходом ситуации, не сулившей ничего хорошего: появление бога из машины. Когда герои попадали в очевидно безвыходное положение, сверху спускался тот, кто мог все, и одной репликой возвращал всем жизнь и надежду. В качестве такого героя для Национального филармонического оркестра, ведущего в этом сезоне абонемент «Густав Малер», выступил молодой музыкант Андрей Данилов. Всего за несколько дней до концерта выяснилось, что встреча Теодора Курентзиса с оркестром невозможна из-за паспортно-визовых причин, и дирижера, оставшегося в Греции, заменил его коллега по Новосибирскому оперному театру, тоже ученик выдающегося Ильи Мусина. Однако концерт прошел, будто у него не было напряженной предыстории. Вторая симфония Малера произвела именно то впечатление, ради которого и стоило ее исполнять, и тема человек, осмысляющий смерть, оказалась серьезным духовным переживанием продолжительностью почти два часа. Путь, который Национальный филармонический под руководством Андрея Данилова прошел от драматичной первой части (по сути, самостоятельное высказывание) к финалу, несущему катарсис, вполне утолил тоску по исключительным эмоциям: кульминации первой части, когда оркестр взрывался в каком-то неистовом синхроне, были незабываемы. В двух последних частях долгое напряженное ожидание разрешилось прекрасным соло меццо-сопрано «Первозданный свет», великолепно спетом Руксандрой Донозе румынской певицей, просто созданной для исполнения Малера. В масштабном финале, где две прекрасные солистки (Донозе и сопрано Вероника Джиоева) и хор Академии хорового искусства подвели тему симфонии к лучезарной кульминации «Умру я, чтобы жить», стало очевидно, что безвыходных ситуаций не бывает. Ни в личной судьбе, ни в концертной жизни. |