Музыкальная критикаШедевр в нагрузку«Волшебная флейта» не поддержала престиж Зальцбургского фестиваляВедомости / Четверг 17 августа 2006 ЗАЛЬЦБУРГ Весь оперный Моцарт оптом таков смысл мегапроекта, воплощаемого в юбилейный год на Зальцбургском фестивале. Однако масштаб замысла, успешного с точки зрения продаж, не всюду оказался подтвержден художественным уровнем что показала свежая постановка «Волшебной флейты».Конечно, есть особый шик в том, чтобы на родине гения сыграть все 22 партитуры из его багажа, хоть как-то относящиеся к сцене, не только зингшпиль «Бастьен и Бастьенна», сочиненный в 12 лет, но и опусы вроде «Аскания в Альбе», написанного по случаю высочайшего бракосочетания в жанре придворного празднества. Однако «Волшебную флейту» в Зальцбурге ставили уже много раз, и с нее спрос особый. Это не просто популярнейшая опера Моцарта, премьера которой состоялась за два месяца до внезапной смерти композитора, скончавшегося в неполные 36 лет, это абсолютный репертуарный хит, занимающий высшие строчки топ-списков мировой сцены. Особенно в немецкоязычном пространстве. Для электората этой части Европы между прочим, самой продвинутой в области современного театра «Волшебная флейта» относится к базовым культурным ценностям, в ней наизусть знакомы не только все повороты сюжета, но и все изгибы музыки такой простой, что местами она кажется анонимной. Это прекрасное свойство имеет следствием особую контактность произведения с аудиторией, в которой пробуждается один из основных человеческих инстинктов беззаботная радость жизни. В прошлом сезоне и у нас наконец появилась возможность разделить это чувство с остальным миром: «Флейта» возникла в Москве в репертуаре сразу двух оперных домов, причем в обоих случаях над ее воплощением трудились режиссеры с мировыми именами англичанин Грэм Вик в Большом театре и немец Ахим Фрайер в театре «Новая опера». Эти же постановщики отвечали за воплощение двух последних постановок «Флейты» в Зальцбурге: Фрайер ставил ее в 1997-м (возобновления в 1999-м и 2002-м), Вик в 2005-м, накануне своей постановки в Москве. Афишу Зальцбурга-2006 составляют не только премьеры, но и моцартовские постановки предыдущих лет. Однако «Флейту», сделанную Виком, повторять не стали, а заменили ее на новый спектакль, где режиссером выступил Пьер Оди (уроженец Бейрута, ныне британский подданный, с 1988 г. худрук Нидерландской оперы в Амстердаме). Его соавтором по сцене стал голландский художник Карел Аппель европейский мэтр, скончавшийся в мае этого года в возрасте 85 лет, в прошлом участник знаменитой парижской группы CoBrA. Однако ни статус и знаменитое прошлое художника Аппеля, ни вполне благополучное настоящее режиссера Оди (среди его работ первая постановка «Кольца нибелунга» Вагнера в Голландии) не оказались гарантиями художественной внятности, а если честно просто определенного уровня, позволяющего этой продукции быть помеченной лейблом Salzburger Festspiele. Обсуждать этот спектакль значит делать вид, будто речь идет о серьезной работе, в крайнем случае о качественном товаре, как прошлогодняя «Травиата» Верди в постановке Вилли Декера, выполненная в эстетике рекламного глянца. Новая «Флейта» сделана в жанре детского спектакля, единственной мысли которого о мире как единстве разных культур явно не хватает на два действия и три часа музыки. Конечно, если ваше развитие остановилось на уровне начальной школы, а театральные потребности на уровне элементарной кинетики, не претендующей даже на связность, тогда, возможно, нынешняя зальцбургская «Флейта» вам придется по душе. И глядя на гигантские пестрые горы и больших ярких зверушек на колесиках, вы сможете убедить себя в том, что искусство примитива универсально и вечно. Тем более если оно подкреплено такими авторитетами, как японец Мин Танака, автор хореографии удивительно аморфной и безыскусной. Однако заниматься самовнушением лучше в другом месте, где провинциальности мышления можно не стыдиться. В Зальцбурге самой престижной театральной точке на земле, где задают тон в мире (десятилетие прежнего худрука Жерара Мортье выдающаяся эпоха европейского театрального искусства), такая «Флейта» выглядит товаром, доставшимся в нагрузку к «Дон Жуану» (2002) и «Милосердию Тита» (2003) в постановке Мартина Кушея, опере «Так поступают все женщины» в постановке Урзель и Карла-Эрнста Херрманов, «Свадьбе Фигаро» Клауса Гута (2006) и даже отчаянно-хулиганскому «Похищению из сераля» (2003) Штефана Херхайма. «Флейта» Оди тот случай, когда должно быть стыдно всем: не только производителям, но и потребителям, выложившим за место от 22 до 360 евро (в зале на 2400 мест аншлаг). Утешает то, что к составу придраться почти невозможно: Диана Дамрау Царица ночи, Рене Папе Зарастро, Гения Кюмайер Памина, Кристиан Герхаер Папагено. И если уж приходится весь вечер смотреть в спину скучнейшего Риккардо Мути, можно убедить себя хоть в том, что лучшие моцартовские голоса Зальцбург собирать не разучился. |