Музыкальная критикаЗальцбург в юбилееНа фестивале сыграют даже детские сочинения МоцартаВедомости / Вторник 25 июля 2006 Открылся самый знаменитый музыкальный фестиваль мира Salzburger Festspiele. Как всегда, в его программе три масштабных раздела опера, драма, концерты, и каждый из них представлен выдающимися именами современности. Приманка этого года мегапроект «Моцарт-22», посвященный юбилею местного уроженца.Зальцбургский фестиваль это, во-первых, разнообразие и качество, во-вторых предельная концентрация искусств в малом пространстве. Кроме того, Salzburger Festspiele торжество культурных традиций. Фестиваль основан в 1920-м выдающимися деятелями австро-немецкой культуры (среди них Рихард Штраус, Макс Райнхард, Гуго фон Гофмансталь), нашедшими, что родина Моцарта самое подходящее место для воплощения креативных идей в области музыки и театра. Они угадали: Моцарт-штадт оказался тем самым брендом, на котором строилась и строится фестивальная политика и который привлекает сюда миллионы туристов. Здесь все создано для праздности и оптового поглощения искусства, для жителей австро-немецкого пространства посещение SF привычка, передаваемая по наследству. Как, впрочем, и для многих культурных европейцев. По традиции SF всегда открываются двумя знаковыми вещами: спектаклем Jedermann («Каждый») по пьесе Гуго фон Гофмансталя, который всегда играется под открытым небом на Domplatz площади перед Домским собором. С этой пьесы в постановке Макса Райнхарда началась история фестиваля. В этом году в притче о раскаявшемся и прощенном грешнике (Петер Симонишек) роль Любовницы играет красавица Нина Хосс та самая, которая пленила Москву в спектакле берлинского Дойчес театра «Эмилия Галотти», ставшем одним из главных событий прошлого сезона. Хроника жизни начинается при дневном свете, а заканчивается ночью, что символизирует естественный ход событий: роскошный пир, беззаботные наслаждения в лучах солнца, появление Смерти в темноте при свете факелов. В это время в Большом Фестшпильхаусе Венский филармонический оркестр при полном зале начинает традиционный концерт, открывающий музыкальную часть фестиваля. Попасть на него непросто. «Винер филармоникер», один из лучших европейских коллективов, официальный оркестр фестиваля, что-то вроде австрийской святыни, обеспеченной высокими гонорарами, и гарант стабильности культурных традиций. Пять вечеров «Винер филармоникер» с главными дирижерами планеты (Даниэлем Баренбоймом, Роджером Норрингтоном, Риккардо Мути, Пьером Булезом, Николаусом Арнонкуром), утренний гала с участием певиц из топ-списка свежих и ярких (Анны Нетребко, Патрисии Петибон, Магдалены Кожены) и молодого дирижера Дэниэля Хардинга (открытие прошлого московского сезона) визитка симфонической программы SF-2006. За ней следуют не менее прекрасные концерты «Берлинер филармоникер» с Саймоном Рэттлом и Королевского оркестра «Концертгебау» с Марисом Янсонсом за дирижерским пультом и пианистом Альфредом Бренделем в ранге национальной святыни. Моцарт юбилейный главная приманка Зальцбурга-2006. В обычные годы зальцбургский гений, представленный двумя-тремя оперными названиями, делился местом с авторами XX в. и создателями мейнстрима, который в прошлом году представляла гламурная «Травиата» в постановке Вилли Декера с Netrebko-Star в роли рекламной приманки. Премьера оперы Верди транслировалась австрийским телеканалом на всю Европу, собрав миллионную аудиторию, а билеты на живую «Анью» достигли на стихийно возникшем черном рынке заоблачных высот. В этом году роль зальцбургского хита будет играть «Свадьба Фигаро» Моцарта (режиссер Клаус Гут), где Нетребко поддержит сам Николаус Арнонкур дирижер, с которого в 2002-м вспыхнула мировая слава российской певицы, дебютировавшей здесь в «Дон Жуане». Превосходная продукция, подтверждающая мировой имидж Зальцбурга как выставки достижений европейского театра, практически уже вся распродана, но попытаться схватить удачу, надеясь на покупку билета с рук, стоит из-за Хардинга за дирижерским пультом и состава певцов: Дон Жуан Томас Хэмпсон, Донна Анна Кристине Шефер, Донна Эльвира выступавшая в Москве Мелани Динер. В случае неудачи найдется компенсация в виде других спектаклей: за свои неполные 36 лет Моцарт написал столько прекрасной и беззаботной музыки, что можно смело идти на любой из 22 двух его опусов от зингшпиля «Бастьен и Бастьена», созданного в 12 лет, до оперы «Волшебная флейта», законченной на пороге внезапной смерти, этим летом здесь оживет все. Цифра 22 вовсе не безумие, а ход, сулящий помимо разнообразных художественных впечатлений крупный финансовый выигрыш: под брендом «Моцарт юбилейный» будет продано все, что зальцбургский шалопай написал от младенчества до заката. Можно будет увидеть такие репертуарные раритеты, как «Асканий в Альбе» в умершем жанре домашнего придворного празднества, сочиненный по случаю высокого бракосочетания, состоявшегося в эпоху императрицы Марии Терезии. Фестиваль продлится до 31 августа. |