Музыкальная критикаВечно первыйОткрылся юбилейный сезон РНОВедомости / Вторник 12 сентября 2000 Новый сезон Большого зала Московской филармонии открылся концертом Российского национального оркестра (РНО) под управлением главного дирижера оркестра Владимира Спивакова. Первый частный оркестр страны, РНО в свою очередь открыл юбилейный 10-й сезон, в котором собирается предложить своим поклонникам 15 абонементных и еще несколько внеплановых концертов с интересными программами. Но на открытии звучали только шлягерные произведения. Созданный Михаилом Плетневым на его собственные средства и средства частных инвесторов, РНО все 10 лет преодолевал внутренний конфликт. Национальный статус, подтвержденный еще президентом Ельциным, позволил РНО в короткое время набрать лучших оркестрантов и под маркой «первый российский оркестр» завоевать западный рынок. Но отсутствие бюджетного финансирования и постоянный поиск средств так и не позволили окончательно закрепить лидирующее положение. В Москве РНО лишь номинально считается лучшим и по качеству исполнения зачастую уступает «федосеевцам». Устав от роли вечно просящего, Плетнев уступил пост главного дирижера Владимиру Спивакову. Год назад, когда Спиваков в спешном порядке заступал на эту непростую должность, многие поговаривали, что Плетнев только формально ушел в тень и будет все равно претендовать на роль первого человека в оркестре. Но за минувший год Спиваков доказал, что не собирается играть роль только лишь главного добытчика. Открытие РНО сезона сразу двумя концертами, в которых прозвучали такие популярные произведения, как Первый фортепианный концерт и Шестая симфония Чайковского, а также Второй фортепианный концерт Рахманинова, продемонстрировали, что у Спивакова есть своя репертуарная политика. После такого начала концерт под управлением Плетнева, который состоится в эту среду, вряд ли соберет такой же набитый зал. Ошеломляющий успех у публики тем не менее показал, что и Спивакову не все еще удалось наладить во взаимоотношениях с оркестрантами. Оба концерта прошли неровно. К примеру, обе первые части фортепианных концертов не были эталонными по качеству. (Правда, Спивакову всякий раз удавалось ставить победную точку в финалах исполняемых произведений.) Два вечера за роялем сидел Николай Луганский, которого многие считают лучшим из молодых российских пианистов. У него блестящая техника и сдержанная, без внешних эффектов, манера игры. В свое время Луганский завоевал вторую премию Конкурса им. Чайковского, при том что первая никому не досталась. И с тех пор он носит венец «вечно второго». На концертах с РНО ему все время не хватало злополучного «чуть-чуть», чтобы поразить и потрясти публику. Может быть, музыканту мешало благоговение перед двумя фортепианными монстрами, претендующими на звание главного русского сочинения. Лучше всего за два вечера прозвучала Девятая симфония Шостаковича, написанная в 1945 г., но абсолютно лишенная победного пафоса. Спиваков за этот год сумел внушить «эрэношной» публике любовь к этому нешлягерному композитору, продемонстрировав свой собственный подход к его творчеству. Произведения Шостаковича принято у нас играть как музыку страдальца и страстотерпца. Спиваков находит в ней больше лирики, и поэтому, например, после второй части Девятой симфонии публика вопреки консерваторским традициям разразилась аплодисментами. Спиваков теперь появится за пультом РНО только в конце декабря. Тревожный симптом во взаимоотношениях главного дирижера и РНО: юбилейный концерт оркестра 1 декабря пройдет без его участия. Зато по личному приглашению Спивакова в конце ноября в Москву приедет один из лучших американских дирижеров, Майкл Тилсон Томас, которого в мире причисляют к «Караянам XXI века». Вместе с РНО он сыграет программу из сочинений Стравинского, за запись которой с оркестром Сан-Франциско в этом году получил две премии Grammy. А 6 ноября РНО исполнит Девятую симфонию Брукнера, дописанную только недавно современными композиторами. |