Музыкальная критикаНа дне«Русалка» Даргомыжского в Большом театреВедомости / Среда 28 июня 2000 Вчера Большой показал премьеру новую постановку оперы «Русалка» Даргомыжского. В главном театре страны изо всех сил пытались придать этому спектаклю статус неординарного события. Премьеру транслировали по телеканалу «Культура». Но, к сожалению, постановка молодого режиссера Михаила Кислярова только пополнила репертуарный балласт главного театра страны. Опера Даргомыжского уже много лет в загоне. Все театры страны стараются обходить «Русалку» стороной. Даргомыжский потратил на нее 16 лет жизни, очень стараясь сохранить текст пушкинской трагедии и уйти от канонов царствовавшей тогда на сценах «большой французской оперы». Получилось эклектичное действо: вместо шлягерных арий длинные и скучные мелодические речитативы, сдобренные и большими хоровыми финалами, и рутинными дивертисментами. Услаждать слух меломанов могут только знаменитая ария мельника и каватина князя. Все остальное время публика скучает. Понятно, что кассовыми такие спектакли никогда не становятся. Конечно, при наличии великих певцов и «Русалка» бы превратилась в шлягер. Но таких певцов в труппе Большого сейчас просто нет. Да и худрук оркестра Марк Эрмлер постоянно погружает сцену и зал в сонный транс, отчего главное детище Даргомыжского хочется вернуть снова в архив. Тем более что «звучащее пушкинское слово», за которое, как уверяет в пресс-релизе Эрмлер, оперная труппа боролась, вообще не удается разобрать. За границей любой новый спектакль, выпущенный ценой плотной 40-дневной работы, прокатывают до изнеможения. В Большом по непонятной причине после нескольких месяцев работы новые постановки покажут пару раз и откладывают на несколько месяцев. За это время певцы напрочь успевают забыть партии и мизансцены, и второе пришествие спектакля, как правило, радует зрителей еще меньше. Новой «Русалке», похоже, эта участь не грозит. Постановка режиссера Михаила Кислярова и художников Виктора и Рафаила Вольских настолько плоха, что ее уже ничто не может испортить. Ощущение вторичности спектакля возникает с первых минут, когда оперный блокбастер кажется сериальным продолжением уже поставленных в театре «Опричника» Чайковского и «Псковитянки» Римского-Корсакова. Снова обилие злата-серебра, расшитых кафтанов и фальшивых жемчугов. Приглашение Кислярова, работающего сейчас в Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского, вселяло надежды на появление в театре молодого поколения. От Кислярова ждали свободы от оперных штампов и дерзких решений, тем более что Большой заключил с ним контракт уже на следующую постановку «Набукко» Верди в декабре 2000 г. Видимо, и через полгода нам вновь придется лицезреть убогие мизансцены в духе спектаклей Покровского 30-летней давности, бесцельные пробежки из кулисы в кулису с корзинами бутафорских фруктов и качели, качающиеся вдоль сцены. Кроме того, Кисляров еще и балетмейстер, а потому «Русалка» оказалась похожей и на «Травиату» в постановке Владимира Васильева, в которой дивертисментам отводится едва ли не главная роль. Сам Васильев обещает поставить в следующем сезоне шлягерную «Кармен» Бизе..Для участия в этом спектакле, по слухам, приглашают легендарного дирижера Карлоса Кляйбера, который уже пытался пару лет назад поставить в Большом «Отелло» Верди. Но тогда театр не сошелся с ним по части финансов и авторских прав. Может, теперь, когда берущийся за постановки раз в десять лет Кляйбер приедет в Большой, у нас появится хоть какая-нибудь надежда на успех очередного проекта Большого театра. |