Музыкальная критикаРожденная свободнойЕлена Образцова играет у Романа ВиктюкаВедомости / Пятница 19 мая 2000 Самый большой театральный сюрприз в этом сезоне преподнесла солистка Большого театра Елена Образцова. Она сыграла главную роль в новом спектакле Театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе итальянца Ренато Майнарди. Переаншлаг и долгие овации в конце спектакля показали, что публике пришлись по душе театральные эксперименты великой русской примадонны. До Образцовой попытку преодолеть пропасть, разделявшую театр музыкальный и драматический, уже предпринимали Галина Вишневская и Наталия Макарова (последняя также у Виктюка). Образцова оказалась много удачливее своих предшественниц. Сказывается опыт работы с великими режиссерами от Франко Дзеффирелли до Джорджо Стрелера, у которого Образцова играла (и пела) Иокасту в «Царе Эдипе». Но главное то, что она играет саму себя. Виктюку даже не надо было ничего угадывать. Всю свою творческую жизнь примадонна активно упрятывала в золотую клетку канонов классики темперамент, взрывной нрав. Она отчаянно балансировала на лезвии ножа, о чем свидетельствуют ее попытки петь оперетту или исполнять зонги кабаре Курта Вайля. В большей степени ей удавалось выпустить наружу джинна из бутылки, когда она пела истовых вердиевских героинь или Кармен. Но все это было в те времена, когда Кармен еще обязана была ходить в длинных юбках. А теперь, у Виктюка, лауреат Ленинской премии и Герой соцтруда «отрывается». Смачно курит и с удовольствием матерится, пытается танцевать рокн-ролл и демонстрирует голые ноги (специально для спектакля она похудела на 20 кг). В последнее время Образцова поет одних старух и в «Пиковой даме», и в «Игроке», и в «Войне и мире». По пьесе Майнарди ей 73, но играет она от силы 50-летнюю. Старая оперная дива, влюбившаяся в юного ученика-гомосексуалиста, в исполнении Образцовой поражает витальной силой и энергетикой. Но Образцова-актриса явно не знакома с актерскими приемами: ее сценическая сила всегда уходила корнями в музыку, великий голос был для нее главным источником театральных завоеваний. У Виктюка она вживую поет три маленьких фрагмента. И после лазаний по стремянкам, участия в сомнительных дивертисментах последний выход со знаменитой песней Вайля «Я тебя больше не люблю» все же выглядит как главное откровение ее роли. Стоя у гроба своего любовника, она избавляется от болезненной страсти, принесшей ей столько радости и столько горя. Старый миф о том, что всем примадоннам периодически необходима эмоциональная встряска, находит свое воплощение. В отсутствие Образцовой смертельная скука заполняет сцену. Заплутавший в саду «запретных плодов», заигравшийся с полуобнаженными мужскими торсами, отчаянно пытающийся доказать право своих героев на нестандартную ориентацию, спектакль Виктюка представляет жалкое зрелище. Пьеса Майнарди оказывается в его интерпретации невероятным мусором, где диалоги бесконечно клонируют две темы: «я старая, ты молодой» и «я люблю и мужчин и женщин, лишь бы они были старыми». Актеры играют, как в самодеятельности. А крикливая безынтонационная речь и дерганая пластикаакробатика явно не тянут на главные режиссерские приемы. Поэтому отчаянно комикующая артистка Соколова, исполняющая роль 90-летней матери героини, единственное спасение Виктюка: зал смеется над старой маразматичкой, и ему дела нет до мизансцен. Отсутствие последних прикрывается музыкой кажется, все записи Образцовой по кусочку прозвучали в этом спектакле. Нашлось место и «Кармен», и Te Deum. Фонограммы никогда не попадают в настроение, а говорят еще, что Виктюк очень любит оперу. Ну разве что «Лулу» или «Саломею». |