Музыкальная критикаОпера разбитых фонарейВ музыкальном театре «Геликон-опера» состоялась премьера ранней оперы Джузеппе Верди «Макбет». Первую московскую постановку оперы осуществил французский режиссер Дени Криеф. Но впервые в этом режиссерском театре главным действ...Ведомости / Пятница 12 мая 2000 В музыкальном театре «Геликон-опера» состоялась премьера ранней оперы Джузеппе Верди «Макбет». Первую московскую постановку оперы осуществил французский режиссер Дени Криеф. Но впервые в этом режиссерском театре главным действующим лицом оказался дирижер Евгений Бражник. Шумно отметивший свое десятилетие «Геликон» всерьез задумался о музыке. В феврале на «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича был приглашен москвич Владимир Понькин, а вердиевского «Макбета» к постановке готовил главный дирижер Екатеринбургского оперного театра Евгений Бражник. Ранняя опера Верди, в которой шекспировские страсти иллюстрируются традиционными для довердиевской эпохи незатейливыми мелодиями, не удавалась даже великим дирижерам прошлого. К тому же «Макбет» оказался крепким орешком для русских певцов. Андрей Вылегжанин (Макбет) к финалу выдохся, не смог вступить вовремя и совсем провалил последнюю арию. Борьба молодой Светланы Создателевой (леди Макбет) с верхними нотами закончилась победой последних. Добившись государственного статуса, «Геликон» теперь в полной мере испытывает нехватку финансирования. «Макбета» решили объединить в диптих с «Леди Макбет Мценского уезда», поэтому декорации огромные железные клетки (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) с прошлой премьеры не изменились. Их только забрали зеленой камуфляжной сеткой. Потому что Криеф решил поставить спектакль о войне. Когда на сцену выходят Макбет и Банко, похожие на генералов Трошева и Шаманова, спектакль можно предугадать до самого его конца. Ведьмы маркитантки с голыми бюстами, убийцы Банко омоновцы, а застреливший Макбета из пистолета Макдуфф станет новым диктатором. Помесь чеченской кампании и телесериала «Менты» в исполнении Криефа выглядит робкой попыткой воплотить теленовости в вечном сюжете. У публики, боготворящей богатые на примочки спектакли Бертмана, возникает вопрос: зачем театр приглашает таких режиссеров? Ответ: для привлечения спонсоров любой театр должен активно изображать международные связи. Вот и сам Бертман ищет выхода на мировую арену, хотя недавно ему отказал в постановке «Тоски» брюссельский театр «Ля Моннэ». Борьба за интернациональное признание принимает столь серьезный оборот, что в следующем сезоне Бертман будет одаривать постановками европейскую провинцию (венец этого турне постановка совместно с Ростроповичем «Летучей мыши» на фестивале в швейцарском курорте Эвиане). Поклонникам «Геликона» обещают «Волшебную флейту» и «Похищение из сераля» Моцарта. «Флейту» решил поставить сам Юрий Любимов. Но публика-то жаждет Бертмана! |