Музыкальная критикаСветланов ЛистРоссийская премьера оратории «Христос»Ведомости / Вторник 25 апреля 2000 Министр культуры уволил Евгения Светланова с поста главного дирижера Государственного симфонического оркестра РФ. Но маэстро сделал вид, что этого не заметил, и дал концерт с оркестром Большого зала Московской консерватории. Накануне католической Пасхи впервые в России была исполнена оратория Ференца Листа «Христос». Светланов вновь подтвердил, что ему нет равных среди российских дирижеров. Ференц Лист остается самой противоречивой фигурой романтической музыки. Первая звезда и шоумен, триумфально исколесивший всю Европу, предпринимая PR-акции вроде фортепианной дуэли. В отсутствие телевидения и звукозаписи Лист знакомил публику с новой музыкой, делая переложения для фортепиано. Он так и остался «королем рояля», и переиграть его не могут поныне. Лист-композитор вызывает у современных дирижеров меньше энтузиазма. Особенно это касается его поздних сочинений, когда измученный жизненными неурядицами Лист принялся замаливать грехи юности и даже принял сан аббата. Свое духовное завещание ораторию «Христос» он писал почти 10 лет. Получилось нечто вроде вагнеровского «Парсифаля» колоссальная оратория-мистерия, которая, несмотря на святость сюжета, плохо встраивалась в канонический христианский обряд. Даже Бах испугался изложить историю жизни Иисуса из Назарета целиком. Лист был не из пугливых. В результате получился грандиозный опус почти три часа музыки. Оригинальный библейский текст Листа не строил, и он переписал его, дополнив литургическими текстами и латинскими гимнами. За 140 лет существования оратории ее исполнения можно пересчитать по пальцам только великим по плечу поднять такую махину. Премьера «Христа» еще раз доказала, что Светланова рано списывать в запас. Ведь только он может три часа держать зал в таком напряжении, охватывая единым взором консерваторский оркестр, хор Академии хорового искусства, солистов. И выжимать из студенческих оркестра и хора гораздо больше их собственных возможностей. Только ему доступна эта «энциклопедия музыки», в которую Лист вместил, кажется, все от Палестрины до романтиков, от строгих хоралов под фисгармонию до романтических роскошеств пасторальных балетов, марша и обязательной сцены бури. После выступления Берлинского филармонического оркестра с Клаудио Аббадо минувшей осенью нынешний светлановский концерт стал, безусловно, самым значительным в концертном сезоне. Публика это прекрасно поняла каждый выход маэстро встречали овацией. А в финале зал просто пребывал в экстатическом состоянии. И, конечно, все задавали вопрос: когда же Светланов вновь покажется московской публике? Пока все его планы связаны только с заграничными выступлениями. |